-
Крылатый радио-универсал
08.12.2009 В мире моделей
-
Для тех, кто прошел первую стадию обучения мастерству радиопилотажа на несложных планерах и задумался над проектом первой моторной автомобили, возможно, будет занимательной и нужной следующая информация. Сезон 1992 года среди новичков-«радистов» в Москве условно прошел под знаком «Терри» (так именуется комплект-посылка учебной моторной модели компании «Граупнер») — так громадную популярность купила схема маленькой успешной модели.
Для сведения: «Терри» — очевидно выраженный высокоплан с плоско-выпуклым профилем крыла, двухстоечным шасси и низкорасположенным, очень сильно выкошенным вниз двигателем. Главные параметры модели: размах около 1000 мм, хорда крыла 200 мм, протяженность носа до обреза фюзеляжа около 170 мм, плечо стабилизатора («просвет» между стабилизатором и крылом) — 270 мм, размеры стабилизатора 130X450 (из 130 мм на хорду руля приходится 30 мм). Мидель фюзеляжа около 65Х 100 мм.
Модель цельнобальзовая, за исключением пенопластового крыла, оклеенного еще на фабрике толстым шпоном, похожим на липовый (!). Не обращая внимания на применение бальзы, кроме того с двигателем и лёгкой аппаратурой 1,5 см3 «Юниор» комплектная масса маленькой модели самолета выясняется достаточно большой — около 1100 г. Но, не смотря на расхожее мнение о важном значении удельной нагрузки на несущие поверхности, «Терри» с уверенностью летает кроме того с очень сильно изношенным мотором, укомплектованным притом штатным винтом от «Юниора».
Скорость полета маленькая, исходя из этого «выруливать» против сильного ветра с таким вариантом мотоустановки сложно. Но в принципе этого и не нужно, поскольку учебные модели изначально не проектируются для штормовой воздуха. Со не сильный МК-17 скороподъемность автомобили в полной мере удовлетворительная.
При жажде возможно быстро повысить скорость полета (и так улучшить «ветрозащищенность») за счет форсирования двигателя и подбора воздушного винта, но это скорее вторая ступень обучения.
В воздухе при двухканальном управлении «Терри» разрешает делать с собою все что угодно (а в хороших руках пилота и сама модель способна на очень многое) — в любом случае сразу после отпускания рулей самолет скоро восстанавливает устойчивый режим горизонтального полета.
Имеется и еще одно серьёзное преимущество данной конструкции — большая прочность, исключающая опасность аварий.
Преимущества несложной модели «Терри» подтолкнули нас к разработке ее аналога, рассчитанного на изготовление из дешёвых материалов. Исходя из увеличенной массы безбальзовой возможности и конструкции применения тяжелой аппаратуры, мы мало повысили все размеры модели, доведя сухую массу во взлетной комплектации до 1350 г при равной с «Терри» удельной нагрузкой.Вторым трансформацией стал перенос стабилизатора на верх фюзеляжа (в исходном виде он размешался посередине высоты хвостовой части фюзеляжа, выясняясь так весьма незащищенным кроме того при несложных переворотах на посадках).
В остальном же новая машина всецело соответствует по внешней геометрии самолету-прототипу.
Полеты на увеличенной модификации со средним по мощности двигателем 2,5 см продемонстрировали, что и в таком виде созданная из вторых, дешёвых материалов модель сохранила все собственные преимущества. Исходя из этого как раз ее мы смело рекомендуем широкому кругу новичков-«радистов».
По конструкции новый самолет не имеет каких-либо «революционных» изюминок, детально останавливаться на неспециализированных вопросах нет необходимости. Отметим только последовательность заслуживающих внимания моментов.
Первый — введение разъемного крыла. Думаем, что в этом случае отход от схемы «прототипа» в полной мере оправдан, поскольку изначально наборное крыло значительно более ранимо. А введение элементарно несложного разъема не только упрощает процессы изготовления, ремонта и обтяжки «плоских» консолей, но и помогает одновременно дополнительной защитой крыла от излома.
Соединительным штырем может служить проволока марки ОВС диаметром не меньше 3—3,5 мм. Не смотря на то, что вероятны и каждые другие варианты круглых и плоских штырей.
Главные параметры модели.
Фюзеляж:
1 — бобышка (липа), 2 — скругление угла (липа), 3 — моторама (фанера 5—6 мм), 4 — крышка (фанера І мм н гнутые липовые рейки 2×4 мм), 5 — наклонная стена (липа 5 мм), 6 — усиливающая поперечина (липа 12Х12 мм), 7 — борт (фанера 2—3 мм), 8 — ложементный брус (сосна 4Х12 мм), 9 — раскос (сосна 2,5Х5мм), 10 — дополнительная поперечина (сосна ЗХ10 мм), 11 -поперечина (сосна 7Х 7 мм), 12 — верхняя панель (электрокартон 0,5 мм), 13 — форкиль (липа 2 мм).14 — опорная нервюра киля (липа 5 мм), 15 — элементы комплекта киля (сосна 5 мм), 16 — руль поворота в сборе (пенопласт ПХВ с окантовкой узкими сосновыми либо липовыми рейками и с обтяжкой узкой писчей бумагой на эпоксидной смоле), 17 — стабилизатор, 18 — задний шпангоут (фанера 5—6 мм), 19 — нижняя зашивка секции (липа 2 мм), 20 — ложемент стабилизатора (сосна 6X6 мм), 21 — нижний силовой стрингер (сосна 7X7 мм; по окончании окончания сборки модели скруглить сечение по R7), 22 — верхний стрингер (сосна 6X6 мм; по окончании окончания сборки модели скруглить сечение совместно с дет. 12 по R7), 23 — распорка (сосна 4X4 мм), 24 — хвостовые раскосы (сосна 2,5X5 мм), 25 — ложемент стоек шасси (бук 6х 13 мм), 26 — держатель плеча торсиона стойки (фанера 5 мм), 27 — нижняя обшивка (фанера 1 мм с поперечными волокнами «рубахи»), 28 — усиление стыка обшивки со стрингерами (гнутые рейки 4Х4 мм), 29 — стеика отсека (фанера 1 мм; при необходимости поделить верхний отсек на два: под питание и бак аппаратуры; нужно установить вертикальную подобную стенку из фанеры, какая продемонстрирована пунктирной линией на разрезе Б-Б), 30 — моторный шпангоут (фанера 2—3 мм), 31 — штырь для резиновой петли фиксации крыла на фюзеляже (алюминиевая спица 0 3 мм), 32 — верхний кант борта (липа 3 мм), 33 — силовой шпангоут (фанера 2 мм), 34, 36 — дополнительные шпангоуты (фанера 1 —1,5 мм), 35 — накладка (сосна 2,5Х 5 мм; в отличие от распорок и всех раскосов ставится вровень с поверхностью фюзеляжа), 37 — заполнитель моторного отсека (бальза, пенопласт ПХВ либо легкая липа).
При жажде расширить количество подкрыльевого отсека необходимо шпангоут 34 совершить наклонно назад, под обшивку 12, в один момент упразднив дополнительную поперечину 10, и обмотать для усиления территорию «а» нитками с клеем.
Профиль крыла и его конструктивные элементы.
Крыло:
1 — концевая косынка (фанера 2 мм), 2 — наклонная законцовка (липа 5 мм), 3 — полка лонжерона (сосна 3X8 мм), 4 — полунервюра (фанера 1,5 мм), 5 — нервюра (фанера 1,5 мм), 1 6 — передняя кромка (сборка из сосновых реек ЗХ15 и 7ХX Ю мм), 7 — зашивка либо заполнение секции для предохранения обшивки от действия резиновой ленты, 8 — торцевая нервюра (липа 5 мм; уменьшить как и остальные нервюры), | 9 — накладка (фанера 1 мм), 10 — косынка (фанера 2 мм),11 — задняя кромка (сосна 5Х 13 мм), 12 — вставка под обойму (обойма латунная либо дюралевая трубка под штырь соединения консолей, вставки — липа, щеки — фанера 2 либо 1 мм; 5* узел по окончании склейки подогнать по размерам по месту в крыле и ; перед монтажом обмотать нитками с клеем), 13, 15 — силовые і стены (липа 3 мм), 14 — стена (пенопласт ПХВ 3 мм), 16 — 1 облегченная нервюра (липа 4 мм). 17 — накладка (фанера I 1 мм).
Горизонтальное оперение:
1 — паз, 2 — кромка (сосна 5 Х6 мм), 3 — наполнитель (пенопласт ПС-4-40), 4 обшивка (бумага), 5 — шарнир, 6 — задняя кромка (сосна 2,5×5 мм), 7 — усиление (сосна 5X5 мм), 8 — руль, 9 — паз под шпильку крепления стабилизатора.Варкант стабилизатора:
1 — законцовка (липа 5 мм), 2 — кромка (сосна 5Х6мм),3 — раскос-нервюра (сосна 2×5 мм), 4, 10 — усиления, 5 — паз, 6 — фальшнервюры (сосна 2X3 мм), 7 — подкладки (липа 2 мм), 8 — обшивка (пленка), 9 — задняя кромка (сосна 4X5 мм), 11 — паз под шпильку.
Вторым моментом есть пара необыкновенная схема фюзеляжа, при которой мягкая обшивка низа и бортов касается только стрингеров и редких шпангоутных подробностей. Все же раскосы еще при склейке плоских панелей бортов оказываются утопленными на 2 мм.
При окончательной сборке фюзеляжа сначала склеивается носовая территория до задней кромки крыла (правильнее, до соответствующего шпангоута), и только тогда панели сводятся к хвосту и на собственные места вгоняются хвостовые шпангоуты. Поперечные распорки фюзеляжа внизу кроме этого утоплены на 2 мм.
Элементы радиоаппаратуры размещаются так, дабы обеспечить требуемую балансировку без свинцовых догрузок.
Приняв решение о местах для машинок, в них между бортовыми элементами каркаса вклеивают пенопластовые блоки-ложементы. При жажде, само собой разумеется, возможно применять и хороший вариант крепления машинок — на фанерных перемычках либо рамках, зафиксированных на каркасе. При тяжелом стабилизаторе приёмник питания и блок аппаратуры удается разместить в первой межшлангоутной секции (приемник с поролоновой защитой под стенкой отсека, а блок — рядом с топливным баком).
Хотелось бы отметить возможность одной занимательной модификации данной модели. Речь заходит о чисто планерном выполнении, при котором взлетная масса оказывается в пределах 1000 г, и соответственно удельная нагрузка на несущие поверхности не более 30 г/дм2. Для центровки блок питания ставится на месте снятого двигателя, а открытая носовая часть закрывается дюралюминиевым щитком.
Рекомендуем сразу же предусмотреть внизу фюзеляжа узел крепления буксировочного крючка (приблизительно в 10—20 мм перед указанным на картинках центром тяжести).
При отсутствии хороших взлетных полос модель эксплуатируется без шасси — с рук она взлетает превосходно, а при посадках на высокую траву стойки с колесами только являются «инициаторами» перевертывания модели.
Схему монтажа стоек шасси мы не приводим, поскольку тут употребляется прекрасно известное и зарекомендовавшее себя с лучшей стороны ответ, применяемое на многих радиоуправляемых (к примеру, наблюдай «М-К» № 9 за 1992 год).
В. ЗАВИТАЕВ, мастер спорта
Случайные записи:
ROKS ПИКНИК
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В редакцию издания приходит все больше писем от авиамоделистов, делающих первые шаги в классе радиоуправляемых. И, в большинстве случаев, просьба одна —…
-
Схематические модели самолёта и планёра, как мы знаем, начали летать значительно раньше собственных полноразмерных прототипов. Проложив настоящим…
-
Существует пара школ обучения моделиста-кордовика. Но все они вычислены на условия, в то время, когда новичок приходит в специальный кружок моделизма и в…
-
В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно…
-