По законам мастеров

23.09.2010 В мире моделей

В «М-К» № 5 за 1988 год был помещен рассказ об увлекательном опыте удовлетворения спроса юных спортсменов на моделистскую продукцию. Таганрогский завод «Прибой» начал выпуск одноименных комплектов полуфабрикатов для постройки кордовых гоночных автомоделей. А разработка микромашины была осуществлена силами горСЮТ.
Прошло два года. Если судить по почте отечественных читателей, новая продукция стала дефицитной.

Комплекты распространяются через совокупность обеспечения ДОСААФ, и из-за неоперативности местных комитетов многие кружки попросту незнакомы с моделями «Прибой».

Чтобы хоть мало оказать помощь решению проблемы, мы публикуем описание созданной в Таганроге автомодели. Спортсмены-школьники смогут воспроизвести подобную технику сомостоятельно.

Модель «Прибой» возможно выстроена в двух вариантах: для выступлений в классе E1 (кубатура двигателя до 1,5 см3) и в классе Е2 (до 2,5 см3).

Испытанные в «боевых» условиях на соревнованиях спортсменов-школьников в 1987—1989 годах модели «Прибой» показывали очень хорошие результаты. Так, в классе E1 с двигателем МК-17 машина бежит со скоростью 115 км/ч, а с ЦСТКАМ-1,5 — 150 км/ч. В более тяжелом классе и результаты выше: 160 км/ч с моторчиком КМД-2,5 и до 190 км/ч с ЦСТКАМ-2,5 КРАС.

Все главные узлы модели монтируются на корпусе, отлитом из алюминиевого сплава. При необходимости эта подробность возможно отфрезерована из куска дюралюминия габаритных размеров 20X40X400 мм. Заготовка из комплекта требует намного меньшей обработки.

Это подфрезеровка полостей облегчения, исполнение пояса по периметру корпуса для стыковки с обтекателем, удаление технологического припуска, оформление гнезд для крепления узлов и шлифовка, полировка готовой подробности посредством напильников, наждачной бумаги и надфилей разной зернистости.

По законам мастеров
Рис.

1 Кордовая гоночная модель класса Е-1 и Е-2. В скобках указаны размеры, соответствующие варианту модели класса Е-2.

Обтекатель выполняется только по окончании полной комплектации гоночной автомобили.

В первую очередь из бруска мягкой древесины (липы либо ольхи), пластилина либо гипса делают болванку, по форме и размерам соответствующую корпусу модели с учетом толщины стенок обтекателя. Поверхность болванки по окончании тщательной шлифовки покрывают парафином, мылом и др. составами, создающими разделительный слой. Сверху накладывают слои ткани, пропитанной клеевым составом-связующим (бакелитовый клей, паркетный лак, полиэфирные смолы).

По окончании полного просыхания обтекатель снимают с болванки и шепетильно обрабатывают. Готовый обтекатель должен быть прекрасно подогнан к поясу корпуса и отшлифован. После этого в нем сверлятся отверстия под дренажную и заправочную трубки топливного бака, для подхода к винту регулировки положения контрпоршня и игле карбюратора; пропиливаются пазы для окна и остановочного приспособления для обдува двигателя.

Но оптимальнееисполнение всех этих отверстий отложить до той поры, в то время, когда разметить их удастся по уже смонтированным на модели узлам. В будущем поверхность обтекателя готовится для окраски, нанесения бортовых номеров, надписей и знаков в соответствии с правилами соревнований.

Повышенного внимания требует работа над элементами ходовой части, и особенно над сборкой и изготовлением редуктора. Главная цель — добиться минимального уровня механических утрат в передаче.

По окончании окончательной сборки узла производится обкатка конических заднего моста и шестерён посредством электродвигателя, электродрели либо токарного станка. Обкатанный редуктор при проворачивании рукой обязан вращаться легко, без мельчайших показателей заеданий либо увеличенного трения.

Рис.

2. Редуктор:
1 — штифт, 2 — втулка, 3 — корпус, 4 — обойма, 5 — распорная втулка, 6 — стопорный винт, 7 — вал-шестерня, 8 — подшипник, 9 — дистанционная втулка, 10 — стопорный винт, 11 — крестовина.

Рис. 3. Задний мост:
1 — ведущее колесо, 2 — втулка, 3 — ось, 4 — гайка, 5 — коническая шестерня, 6 — штифт, 7,8 — шпонки.

Рис. 4. Маховик.

Рис. 5. Сочленение двигателя с маховиком и с редуктором.

Маховик вытачивается из стали с подгонкой посадочного места по ответной подробности (разрезному конусу) предварительно выбранного двигателя.

По окончании обработки маховик закаливается для увеличения износостойкости шарнирного сочленения с ведущим узлом заднего моста.

Изготовление колес из заготовок комплекта каких-либо сложностей не воображает. Окончательную обработку на токарном и сверлильном станках комфортно делать посредством заблаговременно подготовленных оправки и кондуктора. Подобные приспособления используются и при независимом изготовлении гоночной модели.

Рис. 6. Колеса (cлева — переднее).

Рис. 7. Растачивание гнезда под подшипник в ступице переднего колеса на токарном станке посредством оправки.

Передняя подвеска модели — с малой колеей и подрессоренной вилкой. Совокупность амортизации основана на пружинном либо резиновом элементе, опертом на дополнительное плечо вилки, несущей передние колеса.

Рис. 8. Схема передней подвески:
1 — вилка, 2 — ось качания, 3 — пружина, 4 — ось колес, 5 — винт, 6 — колесо.

Рис.

9. Остановочное приспособление:
1 — стойка, 2 — рычаг, 3 — шток, 4 — штифт, 5 — пружина, 6 — винт.

Предлагаемые в комплекте заготовки для остановочного приспособления, пережимающего питающий шланг, разрешают создать простое и надежно трудящееся устройство. Готовое приспособление необходимо проверить как на четкость срабатывания, так и на ресурс шланга.

При необходимости создают регулировку, дабы шланг оставался неповрежденным кроме того по окончании многократных пережиманий. На самодельной машине это устройство, само собой разумеется, может иметь любую схему, выбранную как из условий надежности работы, так и из доступности и простоты изготовления.

Г.

ДРАГУНОВ


Случайные записи:

Чернокожий мастер водных горок нарушил законы физики и прославился в сети


Похожие статьи, которые вам понравятся: