Скоростная асимметричная

18.02.2014 В мире моделей

Предлагаемую кордовую скоростную модель (кл. F2А) ассимметричной схемы создал и выстроил в авиамодельном клубе «Сокол» под управлением его тренера и основателя И.Б.Шибанова ученик 9 класса Александр Боев. На лично-команд-ном первенстве г. Москвы 1999 г. среди юношей он стал вторым. Его модель продемонстрировала скорость 118,8 км/ч.Конструктивно модель повторяет внешний вид скоростных, с которыми выступают спортсмены, а также мастера спорта интернационального класса.

К ее изюминкам относятся асимметричные крыло и стабилизатор (практически половинки того и другого), расположенные по различные стороны фюзеляжа.

Помимо этого, на модели всецело отсутствуют киль и шасси как элементы конструкции, мешающие достижению большой скорости полета.

ФЮЗЕЛЯЖ — плоский, цельнодеревянный, изготовлен из липовой дощечки толщиной 9 мм размерами 380×45 мм.

Он имеет два выреза длиной по 90 мм и шириной, соответствующей толщине вставляемых в них крыла и стабилизатора. Оба выреза находятся параллельно продольной оси модели на расстоянии 15 мм: для крыла — от нижней линии обвода фюзеляжа, а для стабилизатора — от верхней. К хвосту фюзеляж сужается.

Для придания лучшей аэродинамической формы верхние его края и хвостовая часть снизу закруглены, начиная от задней кромки крыла. Целый фюзеляж оклеен стеклотканью толщиной 0,03 мм, что придает ему нужную жесткость, и пропитан лаком под покраску.

Для поводков корд совокупности управления в фюзеляже просверлены два отверстия диаметром 2 мм: первое — на расстоянии 110 мм от носка фюзеляжа, а второе — в 36 мм от первого.

Снизу к фюзеляжу по линии обвода от носка до задней кромки крыла прикреплена на шурупах впотай посадочная лыжа из дюралюминиевой пластины толщиной 1 мм. Она предохраняет модель от повреждений при посадке на асфальтовую поверхность кордодрома. Передняя часть лыжи шириной 19 мм, поскольку в этом месте она закрывает еще и нижний брусок моторамы, а задняя — шириной 9 мм.

МОТОРНАЯ РАМА складывается из двух накладок размерами 95×8 мм из брусков бука либо граба толщиной 10 мм, приклеенных эпоксидным клеем сверху и снизу с правой стороны фюзеляжа на расстоянии друг от друга, равном ширине картера двигателя. Передние финиши брусков обработаны по контуру фюзеляжа, а задние сужаются на нет.

КРЫЛО — трапециевидное, цельнодеревянное, склеенное из липовых дощечек размерами 465×20 мм вперемежку с сосновыми рейками сечением 5×5 мм.

Такая конструкция из реек и набора пластин усиливает жесткость крыла и предотвращает его коробление. Концевая нервюра из авиационной фанеры толщиной 1 мм установлена лишь слева. Снизу в этом месте приклеена посадочная опора крыла из узкой пластины бука размерами 25×10 мм толщиной 5 мм.

Такое усиление левой законцовки нужно для предохранения от повреждений при посадке модели на асфальт кордодрома. Профиль крыла произвольный, плоский, толщиной 5 мм, с закруглениями кромок спереди — в виде капли, а позади — клинышком до толщины 1 мм.

СТАБИЛИЗАТОР — также трапециевидный, цельнодеревянный, склеен из липовых дощечек размерами 220×20 мм вперемежку с сосновыми рейками сечением 4×4 мм.

Его профиль произвольный, плоский, толщиной 4 мм, с закруглениями кромок подобно крылу. Для усиления конструкции стабилизатора с правой стороны приклеена концевая нервюра из авиационной фанеры толщиной 1 мм.

РУЛЬ ВЫСОТЫ — длиной 65 мм изготовлен из липовой дощечки толщиной 4 мм и прикреплен к стабилизатору в двух точках подвески классическим для начинающих моделистов методом — на петлях в виде восьмерки из лески диаметром 0,3 мм либо пластмассовыми петлями типа «термик».

Их возможно сделать самому из эластичных пластмассовых лент для окантовки коробок.

СОВОКУПНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ — по конструктивному исполнению и принципу устройства классическая для кордовых моделей. Качалка закреплена винтом М3 (ось вращения) в середине хорды правого полукрыла на расстоянии 30 мм от продольной оси модели. В торец левой консоли крыла в середине концевой нервюры засунут кронштейн для ввода корд в виде двойной петли диаметром 3—4 мм из металлической проволоки диаметром

Скоростная асимметричная
Кордовая скоростная авиамодель (двигатель условно не продемонстрирован):

1 — фюзеляж; 2 — крыло; 3 — кронштейны ввода корд (проволока ОВС d2); 4 — тяга руля высоты (проволока ОВС d2); 5 — кабанчик руля высоты (дюралюминий …

1,5); 6 — стабилизатор; 7 — опора крыла; 8 — посадочная лыжа; 9 — верхний брусок моторамы; 10 — топливный бак; 11 —качалка управления (дюралюминий s2); 12 — регулировочный винт М3 крепления бака (с силиконовой трубкой d5); 13 — руль высоты; 14 — петли навески руля высоты (пластмассовые, типа «термик»); 15 — поводки корд (тросик d0,8 либо проволока ОВС d1); 16 — нижний брусок моторамы; 17 — шайбы; 18 — заклепки (алюминиевая проволока d2)

2 мм.

Перед полетом корды продевают через эти кольца кронштейна и прикрепляют к карабинам поводков от качалки. Диаметр колец двойной петли должен быть минимальным, а финиши корд проходить через них вольно. Кабанчик руля высоты имеет три отверстия диаметром 1 мм для соединения с задним финишем регулировки и тяги углов отклонения руля.

Тяга руля высоты, соединяющая качалку и кабанчик, изготовлена из металлической проволоки диаметром 2 мм длиной 210 мм. Это’ больше, чем расстояние между осями руля высоты и вращения качалки, но нужно чтобы методом изгиба тяги в двух местах не допустить ее касания дна передней кромки и топливного бака стабилизатора. Углы изгиба тяги в вертикальной плоскости подобраны умелым методом по месту ее установки.

Передний финиш два раза изогнут под прямым углом и засунут в соответствующее отверстие качалки, а задний имеет резьбу, на которую навинчен обычный карабин-вилка, подобный используемому для радиоуправляемых моделей.

Вилка закреплена штифтом диаметром 1 мм в одном из отверстий кабанчика. В случае если нет ка-рабина-вилки, его возможно с успехом заменить вторым устройством собственной конструкции.

Поводки корд длиной по 80 мм любой проходят от качалки через фюзеляж к кордам управления.

Оба поводка из тросика либо скрученной корды в два раза большей длины, засунуты в соответствующие отверстия качалки и сложены пополам. Появившиеся петли обмотаны узкой бронзовой проволокой, зачищенной от изоляции, и шепетильно пропаяны на расстоянии 10 мм. Таковой зазор нужен чтобы обеспечить свободное перемещение подробностей совокупности управления в полете.

Фюзеляж в сборе (вид справа, со стороны двигателя):

1 — фюзеляж (липа s9,380×45); 2 — отверстия d2 для поводков корд; 3,5 — верхний и нижний бруски моторамы (бук, граб 95×8,s10); 4 — отверстия для винтов М3 крепления двигателя; 6 — посадочная лыжа (дюралюминий, 180×19, s1); 7 — вырез для крыла; 8 — вырез для стабилизатора.

Указанные на чертеже размеры для крепления двигателя годятся лишь для КМД-2,5

Крыло:

1 — концевая нервюра (фанера б 1… 1,5, лишь слева); 2 — передняя кромка (сосна 5×5); 3 — лонжероны (сосна 5×5); 4 — комплект крыла (липа, 465×20, s5); 5 — отверстие d3 для оси качалки; 6 — задняя кромка (сосна 5×5); 7 — посадочная опора (бук, граб, береза 25×10, s5)

руль и Стабилизатор высоты:

1 — лонжероны (сосна 4×4); 2 — передняя кромка (сосна 4×4); 3 — комплект стабилизатора (липа 220×20, s4); 4 — концевая нервюра (фанера в 1… 1,5, лишь справа); 5 — задняя кромка (сосна 4×4);6 — руль высоты (липа, 65×22, s4)

Поводки корд:

1 — карабин (проволока ОВС d1); 2 — хомутик (бронзовая либо латунная трубка d3); 3 — опаянная бронзовая проволока; 4 — петля поводка корды; 5 — качалка (дюралюминий s1,5…2); 6 — поводки корд (тросик d0,8 либо проволока ОВС d1)

Креплениекачалки:

1 — гайки М3;2 — качалка;3 — шайбы;4 — болт М3;5 — крыло

Взлетное устройство:

1 — переднее колесо (d40…60); 2 — горизонтальная рамка для крыла (200×100, проволока ОВС d2…3); 3—ложементы для фюзеляжа (30×10, проволока ОВС d2…3); 4 — заднее колесо (d25…40); 5,6 — упоры для крыла (высота 20).

Вспомогательные подкосы к оси заднего колеса условно не продемонстрированы. Места стыка проволок обмотать бронзовой проволокой и пропаять

Топливный бак:

1 — корпус (белая жесть s0,3);2 — точка забора горючего;3 — заправочная трубка:4 — ушко крепления бака (белая жесть s0,3, 2 шт.);5 — питающая трубка

К финишам поводков припаяны карабины из металлической проволоки диаметром 1 мм (на них перед полетом надевают петли корд управления).

Перед пайкой на карабины надеты хомутики из бронзовой трубочки подходящего диаметра. К примеру, обрезки трубочек топливного бака. Это принципиально важно для надежного закрытия карабина на время полета. Протяженность корд от продольной оси модели до штыря ручки управления 17 690 мм. Таковой радиус полета разрешит пролететь мерную базу 1 км за девять кругов.

РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ из дюралюминиевой пластины толщиной

3 мм. С обеих ее сторон на алюминиевых заклепках диаметром 4—5 мм установлены древесные накладки удобной для ладони формы.

Отличие данной ручки от ручек управления кордовыми моделями вторых классов пребывает в том, что в центре ее дуги укреплен железный штырь диаметром 10 мм длиной 120 мм, что на протяжении зачетного полета упирается в вилку стойки, устанавливаемой в центре кордодрома.

ДВИГАТЕЛЬ — КМД-2,5 либо второй с таким же количеством цилиндра. Перед соревнованиями его нужно прекрасно обкатать и шепетильно отрегулировать.

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ — обычный, пластмассовый размерами 200×200 мм либо 180×160 мм.

Первый используют на тренировочных полетах, дабы сохранить ресурс двигателя, второй — на соревнованиях, в то время, когда он трудится на большом режиме. Возможно поэкспериментировать со стандартным винтом размерами 200×200 мм, обрезав лопасти на 10—15 мм; наряду с этим его направляться отбалансировать.

ТОПЛИВНЫЙ БАК изготовлен из белой жести толщиной 0,3 мм (возможно применять консервные банки из-под сгущенного молока).

Все места и швы ввода трубок надежно пропаяны и проверены на герметичность. Особенное внимание направляться обратить на то, что финиш трубки питания двигателя впаян в верхней точке бака. Заправочная
трубка размещена ближе к передней стенке, а ее нижний финиш упирается в дно. Это комфортно при сливе горючего по окончании полета, в то время, когда модель наклоняют вперед. Заправку лучше делать при вертикальном положении крыла.

Это снабжает полную заправку бака. При втором методе может не хватить топлива на прохождение мерной базы.

ВЗЛЕТНОЕ УСТРОЙСТВО. Шасси у модели нет, исходя из этого для взлета используют трехколесную тележку. По окончании отрыва модели от поверхности она остается на кордодроме. Тележка сделана из металлической проволоки диаметром 2—3 мм. Ее конструкция возможно любой, поскольку масса не имеет значения.

Диаметр колес кроме этого возможно любым, но ширина колеи передних колес (диаметром 40 мм) должна быть не меньше 250 мм, а база — расстояние между осями заднего колеса и передних (диаметром 25 мм) — равна колее. Рамка с ложементами для фюзеляжа и упорами для крыла, на которую укладывают модель перед стартом, должна быть строго горизонтальна.

СБОРКА.

Для склеивания аэродинамических поверхностей используют клей ПВА, а для окончательной сборки — эпоксидный. Перед окраской все поверхности модели шпаклюют и грунтуют один — два раза. Для покраски возможно применять простые автомобильные нитроэмали в баллончиках.

Окончательная отделка модели предполагает нанесение на левое крыло сверху года ее инициалов и постройки автора.

Сборку начинают по окончании того, как отдельные элементы совокупности управления установлены на места их крепления: качалка с поводками корд (маленькие тяги) — на крыло, а кабанчик — на руль высоты. После этого крыло и стабилизатор эпоксидным клеем закрепляют в соответствующих прорезях фюзеляжа.

По окончании подсыхания клея завершают монтаж совокупности управления, закрепив по месту финиши тяги руля высоты. На оба финиша надевают шайбы из узкой жести (по две штуки) и припаивают их так, дабы обеспечивалось свободное (но без люфтов) перемещение в отверстиях кабанчика и качалки. Выгибая тягу руля высоты, регулируют всю совокупность управления. Углы изгиба подбирают так, дабы при нейтральном положении качалки руль высоты был также в таком же положении.

После этого монтируют топливный бак. Наряду с этим его дно не должно мешать свободному перемещению тяги руля высоты. Бак крепят к фюзеляжу двумя винтами М3 с правой стороны над качалкой. Передний винт фиксированный, а посредством заднего регулируется зазор между фюзеляжем и стенкой бака.

Регулировка в пределах 1 —5 мм обеспечивается упругой силиконовой трубкой диаметром 5 мм длиной 8— 10 мм, надетой на винт М3. Она разрешает за счет ее сжатия подобрать оптимальное положение бака, при котором обеспечивается лучшая подача горючего. Это принципиально важно для устойчивой работы двигателя на больших оборотах.

В последнюю очередь на модель устанавливают двигатель с воздушным винтом и соединяют топливопроводом с баком.

РЕГУЛИРОВКА угла отклонения руля высоты зависит от мастерства пилота — чем выше установлена тяга на кабанчике, тем меньше угол отклонения руля. Умелым моделистам советую устанавливать выше, начинающим — ниже.

БАЛАНСИРОВКА. Центр тяжести модели должен быть расположен на оси качалки.

При отклонения в фюзеляже высверливают маленькое углубление, в которое помещают свинцовый грузик. По окончании чего отверстие заклеивают. Масса собранной модели без топлива и двигателя 200 г.

По технике пилотирования модель дешева начинающим «скоростникам». При прекрасно отрегулированном двигателе и верно подобранном воздушном винте она способна развить скорость до 140 км/ч.
Г.ПРИТУГИН, педагог высшей категории, начальник авиамодельнойлаборатории


Случайные записи:

Ассиметричная микроколебалка


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Перспективы юниорских скоростных

    На данный момент подкласс «школьных» скоростных кордовых не блещет спортивными результатами. На соревнованиях очевидно видно разделение техники на две…

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…

  • Вступление в мир кордовых

    Существует пара школ обучения моделиста-кордовика. Но все они вычислены на условия, в то время, когда новичок приходит в специальный кружок моделизма и в…

  • Гоночное «крыло»

    Просматривая модельные издания за последние несколько лет, вы точно обратили внимание на резкое трансформацию вида кордовых гоночных авиамоделей. У них…