Слалом на аэроглиссере

01.11.2011 В мире моделей

Гоночный аэроглиссер с двигателем «Ралуга-7». Издание «Моделист-конструктор» уже неоднократно говорил на собственных страницах о набирающем популярность классе радиоуправляемых гоночных судомоделей с аэродвижителем. Стоит, по всей видимости, напомнить: их корпуса отличаются от тех, что создаются для подобных моделей с гребным винтом, разве что большей шириной, но конструкция силового агрегата с пропеллером не в пример несложнее.

Так, для аэроглиссера не нужно технологически сложного шестеренчатого редуктора, ему не нужна совокупность водяного охлаждения двигателя, и трансмиссия привода гребного винта. Все это значительно облегчает работу над моделью и, как следствие, делает ее дешёвой для изготовления кроме того начинающим спортсменам.

Популяризация в издании «Моделист-конструктор» радиоуправляемых аэроглиссеров в итоге начала давать собственные плоды — в некоторых регионах России были организованы соревнования гоночных аэроглиссеров (впредь до областных). Увеличился и поток писем в редакцию — во многих из них читатели просили поведать о гоночных судомоделях с двигателями громадной кубатуры — типа «Радуга-7» либо O.S.МАХ-40LA.

Дело в том, что одним из компонентов горючего для компрессионных моторов малых кубатур есть эфир, что сейчас фактически провалился сквозь землю из ассортимента аптек, ну а метанол — главная составная часть горючего для двигателей с калильным зажиганием — стал значительно дешевее.

В отечественной сегодняшней публикации мы предлагаем вниманию читателей как раз таковой радиоуправляемый аэроглиссер.

Для начала пара рекомендаций, каковые нужно выполнять при конструировании судомодели для того чтобы типа. В отличие от хороших глиссеров с гребным винтом, на скоростные качества которых воздействует по большей части гидродинамика, при разработке аэроглиссеров приходится учитывать и аэродинамику модели.

Получение большой тяги воздушного винта нереально без грамотной организации воздушного потока как перед воздушным винтом, так и за ним.

В частности, обводы передней части аэроглиссера не должны иметь резких перегибов и выступов поверхностей, талантливых привести к срыву ламинарного набегающего воздушного потока. Пара сложнее обстоит дело с задней частью модели — тут в воздушный поток попадают пилон и двигатель, на котором он установлен, топливный бак и глушитель.

Все эти элементы направляться скомпоновать так, дабы не «закрыть» ими воздушный поток — в этом случае тяга винта и скорость аэроглиссера смогут значительно снизиться.

Слалом на аэроглиссере

Геометрическая схема гоночной модели аэроглиссера

Компоновка аэроглиссера (на плановой проекции фонарь и палуба не продемонстрированы):

1 — внутренняя силовая стена бокового поплавка (фанера s3); 2 — передняя поперечина (сосна, рейка 10×15); 3— обшивка палубы (фанера s1); 4 — фонарь; 5 — окантовка фонаря (фанера s3); 6 — шпангоут № 1 (липа, пластина s5); 7 — шпангоут № 2 (липа, пластина s5); 8 — кок воздушного винта; 9 — двигатель «Радуга-7»; 10 — крепление двигателя (винты М3 с гайками и разрезными пружинными шайбами); 11 — хомут крепления топливного бака (дюралюминий, лист s1); 12 — топливный бак (аэрозольный баллончик емкостью 150 — 200 мл); 13 — глушитель; 14 — вертикальные стойки пилона крепления двигателя (дюралюминий, лист s3); 15 — рулевое устройство; 16 — транец (липа, пластина s5); 17 —крепление рулевого устройства (винт-саморез O4); 18,31 — продольные тяги рулевого управления (дюралюминиевая спица 03); 19 — шпангоут № 3 (липа, пластина s5); 20 — обшивка дна (фанера s1); 21,30 — рулевые рычаги (дюралюминий, лист s3); 22,29 — рулевые машинки; 23 — блок аккумуляторная батарей; 24 — приемник; 25 — шпангоут поплавка (фанера s3); 26 — боковая стена поплавка (фанера s1); 27 — днище (фанера s1); 28 — транец (фанера s3); 32 — крепление «крыла» (винт М3 с гайкой и разрезной пружинной шайбой); 33 — «крыло» (дюралюминий, лист s3); 34 — боковина (липа, пластина s5); 35 — болт М3 с гайкой

И еще одна неприятность, которая связана с силовой установкой. Дело в том, что высокорасположенный достаточно тяжелый двигатель делает суденышко валким, неустойчивым на виражах, исходя из этого при проработке компоновки модели его направляться разместить, по возможности, ниже. К примеру, как продемонстрировано на приведенных тут чертежах.

Работу по изготовлению аэроглиссера оптимальнееначать с корпуса.

Его каркас планирует из передней поперечины (сосновая рейка), пары боковин, трех транцевой доски и шпангоутов (липовые пластины толщиной 5 мм) и обшивается фанерой толщиной 1 мм. Наряду с этим направляться учесть, что боковины корпуса закручены в продольном направлении — для получения такой крутки, заготовки распариваются в тёплой воде, а после этого закрепляются в несложном стапеле до полного подсыхания древесины.

При изготовлении корпуса в шпангоутах нужно предусмотреть отверстия-шпигаты, а в задней части — отверстие, заглушенное пластиковой пробкой: в случае если вода все же проберётся в полости мостика, через эти отверстия ее нетрудно будет удалить.

Спереди в обшивке палубы прорезается круглое, отверстие — люк для доступа к аппаратуре дистанционного управления. Крышкой люка помогает фонарь, отштампованный из тонированного пластика и оконтуренный фланцем из 3-мм фанеры.

Кстати, в качестве пластиковой заготовки оптимальнеевоспользоваться простой двухлитровой бутылкой из-под газированной воды — подойдет ее ровная цилиндрическая часть, развернутая в плоскость.

Перед установкой палубы в корпусе закрепляются ложементы для двух рулевых машинок (управление «рулями» и газом), блока и приёмника аккумуляторная батарей. Размещение этих элементов должно снабжать их установку в возможность и корпус стремительной замены через круглый люк в палубе.

Базу каждого из боковых поплавков составляют стена, единственный шпангоут и транцевая доска (фанера толщиной 3 мм). Обшивка — фанера толщиной 1 мм; соединение страниц обшивки по внешнему контуру производится посредством сосновых стрингеров. При сборке оптимальнеевоспользоваться эпоксидным клеем; перед установкой последнего страницы обшивки поплавки изнутри направляться покрыть тем же клеем, легко разбавленным ацетоном, — это сделает их более водостойкими.

Кстати, таким же образом нужно гидроизолировать и сам корпус аэроглиссера. И еще, в шпангоутах поплавков, совершенно верно равно как и в шпангоутах корпуса, нужно прорезать отверстия-шпигаты а в их транцевой части — сливное отверстие, заглушенное пластиковой пробкой.

Стыковка боковых поплавков и корпуса производится посредством пары винтов с гайками; на этапе отладки аэроглиссера имеет суть закрепить любой из поплавков только одним винтом, и лишь по окончании подборки угла их установки относительно корпуса в ходе ходовых опробований закрепить вторым винтом В задней части корпуса монтируется двухперьевое рулевое устройство, складывающееся из пары рулевых кронштейнов (дюралюминиевый швеллер) и двух бал-леров с перьями. Последние направляться вырезать из пластины, склеенной из четырех слоев фанеры толщиной 4 мм, и после этого придать им симметричный чечевицеобразный профиль.

левый и Правый баллеры управляются продольными тягами, каковые посредством Г-образных двуплечих рычагов соединяются поперечными тягами с рулевой машинкой.

Двигатель типа «Радуга-7» со штатным тянущим винтом диаметром 265 мм (ход — 130 мм) устанавливается на дюралюминиевом пилоне, что представляет собой собственного рода крыло, закрепленное на двух вертикальных стойках.

На том же крыле посредством хомута закрепляется топливный бак — сделать его возможно из алюминиевого аэрозольного баллончика внешним диаметром около 40 — 50 мм; его емкость должна быть равна 150 — 200 мл. Управление «газом» осуществляется рулевой машинкой посредством троса в боуденовской оболочке.

Теоретический чертеж корпуса аэроглиссера

Рулевое устройство:

1 — кронштейн (дюралюминий, швеллер 23x16x2); 2 — оттяжка (авиамодельная резина); 3 — рулевое перо (пластина из четырех слоев 1-мм фанеры); 4 — ось рулевого пера (болт М3 с гайкой и пружинной разрезной шайбой); 5 — баллер (дюралюминий, лист s2); 6 — шарнир баллера (болт М3 с гайкой и пружинной разрезной шайбой); 7 — продольная рулевая тяга (дюралюминиевая спица O3); 8 — втулка (фторопласт); 9 — шайба

В ходе первых запусков направляться установить ось винта так, дабы частично скомпенсировать вращающий момент двигателя, разворачивающий аэроглиссер. Хороший способ для парирования вращающего момента — установка вертикальных стоек пилона крепления двигателя под углом 3 — 5 градусов так, дабы воздушный поток отклонял аэроглиссер вправо.

Кстати, конструкция пилона представляет собой хороший спрямляющий аппарат, стабилизирующий воздушный поток, идущий от пропеллера аэроглиссера.

Напоследок хотелось бы привести выдержку из письма давешнего читателя издания «Моделист-конструктор» и активного энтузиаста авиа- и судомоделизма А.И.Бокова из села Михайловка Курской области, что сейчас деятельно сооружает и пропагандирует аэроглиссеры и выступает с ними на областных соревнованиях: «Мы не без успеха проводили соревнования судомоделистов на аэроглиссерах в виде многоборья:

— этап «Д» — гонки на большую дальность, проходимую моделью за 3 60 секунд от одного буя до другого, расположенных на расстоянии 50 м;

— этап «С» — гонки на большую скорость, развиваемую моделью на той же дистанции, которую модели должны пройти 4 раза; побеждает тот спортсмен, у которого модель проходит 4 круга за минимальное время;

— этап «МБ» — морской бой, в ходе которого спортсмен обязан поразить металлической спицей, закрепленной на носу модели, за время не более 3 мин. как минимум несколько воздушных шаров, производимых на акваторию; побеждает тот, кто выполнит упражнение за минимальное время;

— этап «Г» — самый захватывающий и увлекательный, в то время, когда на акватории стартуют сходу пара моделей с задачей продемонстрировать минимальное время прохождения десяти кругов от одного буя до другого».

И. ТЕРЕХОВ


Случайные записи:

Бель-Су, ноябрь бутылочное горлышко


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В полете — «гуппи»

    Тренировочная кордовая авиамодель. В судьбе каждого авиамоделиста-кордовика имеется собственная первая модель. В большинстве случаев, потом она у него…

  • Сладом на «электричке»

    Гоночный аэроглиссер с электродвигателем. В издании «Моделист-конструктор» неоднократно рассказывалось о радиоуправляемых гоночных судомоделях с…

  • В воздухе — «электричка»

    В специальных авиамодельных изданиях все чаще публикуются материалы об авиамоделях с электроприводом. Сейчас на элетротяге в полной мере удачно летают и…

  • В режиме экраноплана

    Прочтя в «Моделисте-конструкторе» увлекательную статью, посвященную новому поколению автомоделей с аэроприводом, мальчишки из кружка, которым я руковожу,…