-
Стартует подлодка
17.04.2017 В мире моделей
-
При всей видимой простоте обводов корпуса и маленьком числе надстроек создание моделей подводных лодок совсем непростое дело. И, но, судомоделисты весьма обожают с ними повозиться: прекрасно сделанная модель стабильно стартует и редко подводит собственного конструктора.
К тому же степень сложности — в зависимости от того, какому классу дано предпочтение, — также очень разна: имеется подводные лодки, сделать каковые под силу и начинающим, а имеется и такие, для изготовления которых требуется опыт и определённое мастерство. К их числу относится и публикуемая тут модель атомохода. Подобные модели неоднократно занимали призовые места на всесоюзных соревнованиях.
Изготовление модели начинают с корпуса. Сперва делают болванку из дерева (липы, ольхи либо тополя), но возможно применить и сосну. Дерево должно быть выдержанным, без сучков и нужно прямослойным. В случае если нет цельного бруса, то его склеивают из прекрасно выструганных досок. Подготовленный брус обрабатывают вручную наждачной бумагой и рубанком. Значительно лучше его выточить на токарном станке.
Корпус — из жести. Сперва на болванке размещают шпангоуты. Они смогут быть плоскими из фольги либо тавровыми из жести.
В последнем случае на болванке делают круговые пропилы, дабы шпангоуты хорошо входили в них и были вровень с внешней плоскостью болванки. В то время, когда шпангоуты установлены, приступают к пайке обшивки. Полосы жести укладывают на протяжении корпуса, шепетильно подгоняя их, дабы между ними не было громадных зазоров.
Перед снятием корпуса с болванки делают пропилы шлицовкой в местах стыков.
После этого шлицовкой же распиливают корпус по ватерлинии, снимают его с болванки и промывают горячей водой с мылом и содой, дабы снять остатки кислоты. Сейчас возможно приступить к установке механизмов, рулей, дейдвуда и т. д. Рубку лодки делают по той же технологии из жести по болванке.
В то время, когда все механизмы будут смонтированы, нужно спаять между собой верхние и нижние секции лодки.
В кормовой части корпуса у сальника впаивают глухую переборку, в носовой и средней в местах стыков впаивают кольца с резьбой для сборки отсеков лодки. Их вытачивают из бронзы на токарном станке и на них нарезают резьбу с шагом 1,0—1,5 мм. Толщина кольца, устанавливаемого в средний отсек, 2,5—3,0 мм, ширина 5—6 мм, в оно имеет резьбу. Кольцо хорошо вставляют наружным диаметром в корпус вровень с краем и пропаивают.
Второе кольцо имеет резьбу снаружи на половине длины. Ровной частью его вставляют в корпус и кроме этого пропаивают, а выступающую часть при сборке лодки заворачивают в кольцо с внутренней резьбой.
кормового отсеков и Кольца носового имеют длину 8—10 мм и такую же толщину. Их равно как и прошлые, по окончании установки в корпус шепетильно пропаивают.
Для лучшей герметизации лодки на резьбу возможно надеть уплотнительную манжету из резины 1,5— 2,0 мм. Дабы кольца не окислялись и легче наворачивались, смажьте их перед сборкой тавотом либо солидолом.
Конструкцию соединений возможно упростить. Для этого кольца делают без резьбы, но более широкие. Их размер в среднем отсеке 20—25 мм, а в носовом 50—60 мм при толщине 2—3 мм. В среднюю часть кольца ставят заподлицо, а в кормовую и носовую — на половину длины.
Для лучшего уплотнения на выступающей части заблаговременно протачивают паз и в него закладывают резиновое кольцо так, дабы оно легко (на 0,3—0,5 мм) выступало над поверхностью.
Более современный и эргономичный метод изготовления корпуса — выклейка из стеклопластика. Для этого на шепетильно обработанную болванку наносят разделительный слой, которым может служить поливиниловый спирт, парафин, разжиженный керосином, либо мастика для натирки полов.
Поливиниловый спирт наносят кистью, а парафин либо мастику — ветошью.
Рис. 1. Функциональная схема:
Е1 — реле времени всплытия, Е2 — реле времени погружения, Е3 — реле времени ходового двигателя, М — электродвигатель, К1 — реле управления соленоидом погружения, К2 — силовое реле двигателя, К2.1, К2.2 — контакты реле К2, Y1 — соленоид погружения, Y2 — соленоид всплытия, S11 — контакт гироскопа либо гидростата, S2 — выключатель.Выклеивают корпус из стеклоткани на базе эпоксидных либо полиэфирных смол. Из эпоксидных лучшими являются ЭД-5, ЭД-25, К-153 либо ЭД-6. Смолу ЭД-6 перед работой нужно разжижить. Ее легко нагревают и разбавляют толуолом (8—10 процентов) либо ацетоном (6—8 процентов), действительно, от ацетона смола делается менее пластичной. Для восстановления ее пластичности додают 6—8 процентов дибутилфталата, а для полимеризации 10—12 процентов полиэтиленполиамина (отвердитель). Работу ведут в такой последовательности.
Предварительно нарезают три-четыре куска стеклоткани (в зависимости от толщины). Подготовленная смола наносится щетинной кистью на болванку. Положив слой стеклоткани на болванку, шепетильно разглаживают его так, дабы смола проступила через поры ткани. После этого, наносят кистью еще один слой смолы, кладут ткань, разглаживают и т. д. Толщина корпуса должна быть 1,2—2 мм. Полимеризация в течение 14—18 ч.
В то время, когда смола всецело остановится, корпус обрабатывают снаружи, используя драчовые напильники и большую наждачную бумагу. После этого поверхность шпаклюют эпоксидной шпаклевкой. В случае если под руками нет готовой, ее возможно изготовить самостоятельно. Для этого в смолу, разведенную в тех же пропорциях, что и для выклейки корпуса, додают двуокись титана, тальк либо зубной порошок.
Шпаклевка наносится шпателем. По окончании ее полимеризации корпус обрабатывают наждачной бумагой. направляться не забывать, что смолы токсичны, исходя из этого трудиться рекомендуется в прекрасно проветриваемой комнате, в резиновых перчатках. По окончании работы руки шепетильно вымойте теплей водой с мылом.
Рис.2. Схема модели(протяженность — 1170 мм, ширина — 130 мм):
1 — балласт (свинец 1 кг), 2 — реле времени, 3 — корпус, 4 — надстройка, 5 — рубка, 6 — рубочные рули, 7 — отличительные огни, 8 — прожектор, 9 — перископы, 10 — радиопеленгатор, 11 — локатор, 12 — шнорхель, 13 — выдвижные антенны, 14 — флагшток, 15 — флаг, 16 — гакобортный пламя, 17 — вентиляционная решетка, 18 — леерное ограждение, 19 — гироскоп (либо гидростат), 20 — редуктор, 21 — фундамент, 22 — кормовые рули (вертикальные), 23 — влагонепроницаемая перегородка, 24 — кормовые рули (горизонтальные), 25 — винт, 26 — вал, 27 — дейдвудная труба, 28 — карданное сочленение, 29 — ракетные люки, 30 — торпедный люк, 31 — киповые планки, 32 — кнехты, 33 — якорный клюв.Сейчас возможно снять выклеенный корпус с болванки. Нет необходимости распиливать корпус по ватерлинии. Нужно разрезать его по местам стыков. После этого, легко простучав древесным молотком (киянкой] по бортам, снять корпус.
В секции корпуса монтируют нужные механизмы. В то время, когда они установлены, в места стыков вклеивают на эпоксидной смоле кольца с резьбой либо кольца с плотной посадкой. Рубку выклеивают и обрабатывают равно как и корпус.
Завершив все работы, возможно приступить к окраске модели. Сперва посредством кисти ее шпаклюют жидкой нитрошпаклевкой. После этого обрабатывают поверхность небольшой наждачной бумагой и покрывают посредством пульверизатора нитрокраской тёмного либо шарового (серого) цвета. Окрашенную модель доводят до зеркального блеска. Для полировки используют автомобильную полировочную пасту № 290.
другие устройства и Перископы на рубке делают из проволоки и латунных трубок. Кипы и кнехты возможно не изготавливать, а обозначить их пластинкой из целлулоида либо процарапать на корпусе в местах их установки, поскольку на ядерных лодках они убираются вовнутрь.
стабилизатор и Рули возможно спаять либо выклеить из стеклопластика.
Рис. 3. Дейдвудная труба с валом и винтом.
Рис. 4. Карданное сочленение.
Рис. 5. Редуктор; на схеме размещение шестерен.В модели применяют электродвигатель МУ-100. Для уменьшения оборотов используют редуктор с передаточным числом 1:2. Вал двигателя соединяют шарниром с ведущей шестеренкой, а ведомые шестерни с валами винтов. Все валы на шариковых подшипниках.
Дейдвуд делается из трубки. На финишах его ставят латунные втулки и набивают их солидолом. Для валов применяют металлическую проволоку O 3—4 мм. На внутреннем финише ставится чашка для шарнира, а ка внешнем нарезается резьба для установки винта.
Для него скачала вытачивают ступицу из бронзы. В ней сверлят отверстие и нарезают резьбу под вал. После этого на ступице делают пропилы под лопасти. Они должны входить хорошо и быть шепетильно пропаяны. Сейчас вытачивают гайку (обтекатель) с той же резьбой, наворачивают винт на вал и контрят его.
Оба вертикальных руля припаяны к одному баллеру, что установлен на плотной посадке в гельмпортовой трубе. Это необходимо как для герметизации, так и для четкой фиксации рулей. Принципиально важно позаботиться о тщательном изготовлении гельмпортовой трубы и сальников из текстолита на горизонтальных рулях, в противном случае в кормовую часть может поступать вода.
Дабы она не просачивалась в другой корпус, в кормовом отсеке ставится глухая переборка.
Правильно соревнований модель обязана ходить с масштабной скоростью. Пара метров она проходит по поверхности, а после этого погружается.
По окончании прохождения расстояния лодка всплывает и пересекает линию финиша в надводном положении. Для исполнения данной программы на ней устанавливают гидростат либо гироскоп, каковые посредством реле времени перекладывают горизонтальные рули на погружение либо всплытие. Аккуратным механизмом на рулях помогает соленоид.
При отладке механизмов направляться не забывать, что лодка для лучшей устойчивости должна быть загружена так, дабы на поверхности пребывала одна рубка (позиционное положение).
В. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ, мастер спорта интернационального класса
Случайные записи:
Подлодка «Краснодар» с ракетами «Калибр» прибыла в Севастополь
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Предлагаемая модель ракеты класса S3B разрешила ее создателю В.Тарасову из г.Челябинска стать победителем четырех соревнований на Кубок С.П.Королева. К…
-
Сейчас юным автомоделистам предлагаются краткое описание и чертежи трассовой модели класса А. В качестве прототипа принят гоночный автомобиль «Мак-Ларен»…
-
Зайдя как-то в кружок «Техническое моделирование», мы заметили множество стендовых макетов и моделей, изготовленных из картона и бумаги Один из…
-
Необыкновенная конструкция несущих плоскостей — вот основная отличительная изюминка предлагаемой вашему вниманию модели планера. Их преимущество в…
-