-
Три лопасти надежнее
23.04.2014 В мире моделей
-
Публикуеммодели ротошютов — призеров ракетомодельных соревнований на Кубок имени С.П.Королева. Модель обладателя Кубка С.Юртаева (г. Москва) обрисована в «Моделис-те-конструкторе» № 4 за 1999 г. Сейчас предлагаем созданный в Центре детского творчества г.Нижнекамска под управлением педагога А.Н.Россиева ротошют, с которым выступал призер этих соревнований В.Столяров.Модель ротошюта класса S9А — трехлопастная.
Фюзеляж — из двух двигательного: контейнера и элементов штанги; их соединение — телескопическое.
Работу над моделью начинают с изготовления фюзеляжа. Сначала на оправке диаметром 10,2 мм накатывают контейнер из двух слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм и обрезают по длине 125 мм. В нижней его части закрепляют хвостовой обтекатель из липы. В нем делают три продольные канавки глубиной 4 и шириной 3 мм для размещения в них фиксаторов лопастей.
После этого снаружи на обтекатель по окружности на-~ матывают четыре слоя ниток, каковые,со своей стороны, будут удерживать лопасти от раскрытия.
В верхний финиш контейнера вклеивают торцевой шпангоут с отверстием диаметром 6 мм. В стенке контейнера сверлят дренажные отверстия (5—6 шт.) для выхода газов при срабатывании вышибного заряда.
Штангу длиной 300 мм, как и контейнер, выклеивают из стеклоткани на оправке диаметром 5—5,5 мм. Возможно сделать ее и из древесины, но тогда прочность ее будет ниже.
На расстоянии 85 мм от верхнего края штанги монтируют узел навески лопастей.
Он складывается из упорного кольца и силового шпангоута. Шпангоут вырезают из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1—1,5 мм, делают в нем три фигурных пропила (под углом 120°) для размещения рычагов навески лопастей.
К нижней поверхности шпангоута приклеивают прочное кольцо шириной 7,5— 8 мм, которое будет являться упором для рычагов раскрытия лопастей. Изготовить это кольцо возможно из десяти слоев стеклоткани либо выточить из дюралюминия.
Силовой шпангоут клеят на штангу эпоксидной смолой.
Трехлопастный ротошют:
1 — обтекатель головной;2 — шпангоуты; 3 — штанга; 4 — лопасть ротора; 5 — стабилизатор; 6 — обтекатель хвостовой; 7 — фиксатор лопасти, стартовый; 8 — отверстия дренажные; 9 — контейнер двигателя; 10 — крючок резиновой тяги; 11 —тяга раскрытия лопасти (резина);12 — кольцо упорное; 13 — оси поворота лопастей; 14 — рычаг подвески лопасти;15 — шпангоут силовой;16 — шпангоут-сегмент.
Рычаги навески лопастей выпиливают из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.
На загнутом их финише делают два отверстия на расстоянии 6,5 мм между ними: 1 мм — под ось рычага и диаметром 2 мм—под резиновую тягу. Из металлической проволоки диаметром 1 мм выгибают П-образную ось поворота лопасти, продевают через узкое отверстие рычага и припаивают ее к верхней поверхности силового шпангоута. В другом отверстии (диаметром 2 мм) закрепляют резиновую нить раскрытия лопасти.
Второй финиш нити надевают на крючок, закрепленный на штанге.
В носовой части штанги клеят один— два шпангоута и крепят головной обтекатель, отформованный из стеклопластика. Нижний (вольный) финиш штанги продевают через верхнее отверстие контейнера и закрепляют на ней поршень, выточенный из липы. Получается необычное телескопическое соединение.
Лопасти (их три) изготавливают из бальзы, пластинки которой толщиной 1,5 и длиной 250 мм смачивают, укладывают на оправку диаметром 30 мм и обматывают бинтом либо резиновым жгутом для придания нужной формы. По окончании просушки каждую лопасть покрывают двумя слоями нитролака. После этого на одном финише делают продольный вырез шириной 1,5 и длиной 37 мм под рычаг навески, а к второму крепят стабилизатор, также изготовленный из бальзы.
В этом же месте, на нижней плоскости лопасти, приклеивают пластину из стеклопластика шириной 3,5 и длиной 30 мм—фиксатор стартового положения лопасти.
В вырезы готовых лопастей вклеивают фигурные рычаги навески. Угол отклонения лопастей регулируют, подпиливая надфилем вырезы в упорном кольце.
Подготовку модели ротошюта выполняют в таковой последовательности. Складывают лопасти на протяжении штанги, и наряду с этим перемещают вверх двигательный контейнер.
Его хвостовой обтекатель входит в появившееся кольцо из трех дугообразных лопастей, фиксаторы которых, со своей стороны, вставляют в продольные канавки обтекателя. Снаружи получается обычная модель ракеты. Остается установить двигатель (МРД). Масса модели без него-26 г.
Модель ротошюта взлетает с газодинамической установки.
По окончании старта, на высоте 200—250 м, в то время, когда сработает вы-шибной заряд, поршень штанги уходит вверх (достаточно всего на 10—15 мм), лопасти освобождаются от фиксации и под действием резиновых тяг раскрываются — модель переходит в режим авторотации.
В.РОЖКОВ
Случайные записи:
Лопасть(тест на надёжность).
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Свободнолетающая модель вертолета. Как говорят, новое — это прекрасно забытое старое. Не столь уж в далеком прошлом мы познакомили…
-
Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…
-
Модель ротошюта класса S9А — спортивное «оружие» В.Трохина, чемпиона России 1999 года среди школьников из г. Электростали (Столичная обл). Прототипом для…
-
«Спортивный снаряд» из нового оскола
«Ракетчики» Белгородской области более пяти лет входят в число сильнейших в Российской Федерации. В командном зачете они на равных «бодаются» с…
-