Три лопасти надежнее

23.04.2014 В мире моделей

Публикуеммодели ротошютов — призеров ракетомодельных соревнований на Кубок имени С.П.Королева. Модель обладателя Кубка С.Юртаева (г. Москва) обрисована в «Моделис-те-конструкторе» № 4 за 1999 г. Сейчас предлагаем созданный в Центре детского творчества г.Нижнекамска под управлением педагога А.Н.Россиева ротошют, с которым выступал призер этих соревнований В.Столяров.Модель ротошюта класса S9А — трехлопастная.

Фюзеляж — из двух двигательного: контейнера и элементов штанги; их соединение — телескопическое.

Работу над моделью начинают с изготовления фюзеляжа. Сначала на оправке диаметром 10,2 мм накатывают контейнер из двух слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм и обрезают по длине 125 мм. В нижней его части закрепляют хвостовой обтекатель из липы. В нем делают три продольные канавки глубиной 4 и шириной 3 мм для размещения в них фиксаторов лопастей.

После этого снаружи на обтекатель по окружности на-~ матывают четыре слоя ниток, каковые,со своей стороны, будут удерживать лопасти от раскрытия.

В верхний финиш контейнера вклеивают торцевой шпангоут с отверстием диаметром 6 мм. В стенке контейнера сверлят дренажные отверстия (5—6 шт.) для выхода газов при срабатывании вышибного заряда.

Штангу длиной 300 мм, как и контейнер, выклеивают из стеклоткани на оправке диаметром 5—5,5 мм. Возможно сделать ее и из древесины, но тогда прочность ее будет ниже.

На расстоянии 85 мм от верхнего края штанги монтируют узел навески лопастей.

Он складывается из упорного кольца и силового шпангоута. Шпангоут вырезают из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1—1,5 мм, делают в нем три фигурных пропила (под углом 120°) для размещения рычагов навески лопастей.

К нижней поверхности шпангоута приклеивают прочное кольцо шириной 7,5— 8 мм, которое будет являться упором для рычагов раскрытия лопастей. Изготовить это кольцо возможно из десяти слоев стеклоткани либо выточить из дюралюминия.

Силовой шпангоут клеят на штангу эпоксидной смолой.

Три лопасти надежнее

Трехлопастный ротошют:

1 — обтекатель головной;2 — шпангоуты; 3 — штанга; 4 — лопасть ротора; 5 — стабилизатор; 6 — обтекатель хвостовой; 7 — фиксатор лопасти, стартовый; 8 — отверстия дренажные; 9 — контейнер двигателя; 10 — крючок резиновой тяги; 11 —тяга раскрытия лопасти (резина);12 — кольцо упорное; 13 — оси поворота лопастей; 14 — рычаг подвески лопасти;15 — шпангоут силовой;16 — шпангоут-сегмент.

Рычаги навески лопастей выпиливают из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

На загнутом их финише делают два отверстия на расстоянии 6,5 мм между ними: 1 мм — под ось рычага и диаметром 2 мм—под резиновую тягу. Из металлической проволоки диаметром 1 мм выгибают П-образную ось поворота лопасти, продевают через узкое отверстие рычага и припаивают ее к верхней поверхности силового шпангоута. В другом отверстии (диаметром 2 мм) закрепляют резиновую нить раскрытия лопасти.

Второй финиш нити надевают на крючок, закрепленный на штанге.

В носовой части штанги клеят один— два шпангоута и крепят головной обтекатель, отформованный из стеклопластика. Нижний (вольный) финиш штанги продевают через верхнее отверстие контейнера и закрепляют на ней поршень, выточенный из липы. Получается необычное телескопическое соединение.

Лопасти (их три) изготавливают из бальзы, пластинки которой толщиной 1,5 и длиной 250 мм смачивают, укладывают на оправку диаметром 30 мм и обматывают бинтом либо резиновым жгутом для придания нужной формы. По окончании просушки каждую лопасть покрывают двумя слоями нитролака. После этого на одном финише делают продольный вырез шириной 1,5 и длиной 37 мм под рычаг навески, а к второму крепят стабилизатор, также изготовленный из бальзы.

В этом же месте, на нижней плоскости лопасти, приклеивают пластину из стеклопластика шириной 3,5 и длиной 30 мм—фиксатор стартового положения лопасти.

В вырезы готовых лопастей вклеивают фигурные рычаги навески. Угол отклонения лопастей регулируют, подпиливая надфилем вырезы в упорном кольце.

Подготовку модели ротошюта выполняют в таковой последовательности. Складывают лопасти на протяжении штанги, и наряду с этим перемещают вверх двигательный контейнер.

Его хвостовой обтекатель входит в появившееся кольцо из трех дугообразных лопастей, фиксаторы которых, со своей стороны, вставляют в продольные канавки обтекателя. Снаружи получается обычная модель ракеты. Остается установить двигатель (МРД). Масса модели без него-26 г.

Модель ротошюта взлетает с газодинамической установки.

По окончании старта, на высоте 200—250 м, в то время, когда сработает вы-шибной заряд, поршень штанги уходит вверх (достаточно всего на 10—15 мм), лопасти освобождаются от фиксации и под действием резиновых тяг раскрываются — модель переходит в режим авторотации.

В.РОЖКОВ


Случайные записи:

Лопасть(тест на надёжность).


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Две лопасти и один мотор

    Свободнолетающая модель вертолета. Как говорят, новое — это прекрасно забытое старое. Не столь уж в далеком прошлом мы познакомили…

  • Ротор вместо парашюта

    Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…

  • Ротошют чемпиона s9a

    Модель ротошюта класса S9А — спортивное «оружие» В.Трохина, чемпиона России 1999 года среди школьников из г. Электростали (Столичная обл). Прототипом для…

  • «Спортивный снаряд» из нового оскола

    «Ракетчики» Белгородской области более пяти лет входят в число сильнейших в Российской Федерации. В командном зачете они на равных «бодаются» с…