Второе рождение «жесткого» ракетоплана

27.04.2010 В мире моделей

В первый раз модели аналогичной, схемы показались на всесоюзных соревнованиях в первой половине 80-ых годов XX века. С ними выступали столичные спортсмены. Но в то время борьбу «мягким» ракетопланам типа крыло «Рогалло» они составить не могли.

И предстоящего развития «твёрдые» ракетные планеры тогда не взяли. Но с введением с 1989 года новой категории (S8 — ракетные планеры, у которых не допускается отделение каких-либо элементов конструкции, среди них и корпуса двигателя) эта схема получила второе рождение в категории S4 (тут конструкции с мягким крылом не допускаются). В пользу схемы говорят и мировые рекорды, установленные В. Минаковым и С. Ильиным, и успех С. Ильина на тренировочных сборах команды СССР.

Его модель мы и воображаем вниманию спортсменов-ракетомоделистов.
Фюзеляж ракетного планера — конусная балка из пластика. Формуют ее на оправке переменного сечения (громаднейший диаметр 8 мм, мельчайший — 3 мм), из двух слоев стеклоткани толщиной 0,025 мм и одного слоя углеткани толщиной 0,08 мм.

По окончании обработки масса балки длиной 490 мм образовывает 3 г.

На расстоянии 132 мм от края носовой части вклеивают бальзовый вкладыш длиной 20 мм для усиления узла крепления крыла и на смоле К-153 ставят площадку шириной 8 мм и длиной 65 мм из бальзы.

Узел крепления складывается из стаканчика, болта, гайки и прокладки. Стаканчик, служащий одновременно и осью поворота крыла, вытачивают из дюралюминия.

Наряду с этим особенное внимание уделяется чистоте обработки поверхности шейки O 3 мм. Кроме этого из дюралюминия точат болт с резьбой М2 и гайку. Прокладку вырезают из силиконовой трубки O 4X1 мм.

В балке фюзеляжа, посередине опорной площадки сверлят отверстие O 4,5 мм и с противоположной от площадки стороны закрепляют на смоле стаканчик. В носовой части вклеивают обтекатель, аснизу — пилон (бальзовую профилированную пластину размером 15X50 мм и толщиной 4 мм).

Последний помогает для монтажа на смоле контейнера МРД, отформованного из стеклоткани на оправке O 13 мм. Его передняя часть оканчивается обтекателем из липы, в котором сделано 12 отверстий для выхода газов от срабатывания вышибного заряда. Фюзеляж заканчивается позади стеклотекстолитовым вкладышем с канавкой под тросик детермализатора.

Хвостовое оперение вырезается из бальзовых пластин толщиной 1,5 мм, киля и кромки стабилизатора закругляются. Стабилизатор шарнирно соединен с фюзеляжным упором и под действием резинки может отклоняться на 45° для принудительной посадки ракетоплана.

Крыло складывается из центроплана и двух консолей, его элементы вышкуриваются из бальзовых пластин толщиной 3,5 мм (профиль плоско-выпуклый, к финишам консолей толщина профиля значительно уменьшается до 2 мм).

Подробности несущей плоскости шарнирно соединяются на приклеенных снизу полосах из нейлоновой ткани шириной 15 мм. На взлетном режиме консоли складываются вниз, а при переходе к планированию раскрываются под действием резинок, закрепленных на крючках центроплана и консолей. Места касания резинок усилены накладками из целлулоида.

Снизу к центроплану приклеен пилон из бальзовой пластины шириной 8 мм.

По передней кромке крыла его высота 4 мм, а по задней — 1,5 мм, за счет чего задается установочный угол атаки. В середине сверлится отверстие O 3 мм, обрамленное сверху и снизу целлулоидными накладками. Крыло устанавливается на стаканчик, сверху вводится болт, а снизу на него надевают прокладку и завинчивают гайку.

Для подготовки к старту крыло со сложенными консолями поворачивают против часовой стрелки на 90°, в следствии чего оно ложится на протяжении фюзеляжа, и в этом положении фиксируют ниткой. Она обязана пройти через правый отверстия и крючок центроплана в обтекателе контейнера МРД. По окончании горения замедлителя вышибной заряд пережигает фиксирующую нитку.

Высвобожденное крыло под действием резинки, стягивающей крючки на центроплане и обтекателе фюзеляжа, возвращается в положение «планирование». Ограничителем поворота помогает проволочный крючок из ОВС O 0,4 мм, вклеенный на смоле в пилон центроплана на расстоянии 6 мм от передней кромки.

Бальзовые подробности модели покрывают тремя слоями нитролака с последующей обработкой наждачной бумагой.

Автомат принудительной посадки — фитильный. Фитиль привязывается хлопчатобумажной ниткой к фюзеляжу за пилоном МРД (это место для термозащиты оклеено фольгой), вольный финиш которой связан с тросиком детермализатора. Последний же до узла крепления крыла идет снизу снаружи фюзеляжа, в том месте он входит в полую балку и позади выходит через вкладыш, заканчиваясь на стабилизаторе.

Когда фитиль пережжет нитку, тросик освобождается от фиксации и разрешает стабилизатору отклониться вверх на 45° под действием резинки. Ракетоплан переходит в режим парашютирования.

Стартовая масса модели 30 г. Центр тяжести находится на расстоянии 30 мм от передней кромки раскрытого крыла.

Двигатель в полете не отделяется. Ракетоплан стартует с одноштыревой направляющей.

Второе рождение «жесткого» ракетоплана

Модель ракетоплана с твёрдым поворотным крылом С. Ильина.

В. РОЖКОВ


Случайные записи:

ДТП (Второе рождение всех музыкантов)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Сто полетов ракетоплана

    Дорогие парни! Собственную модель предлагает вам Николай Куранов, ракетомоделист из Иваново. Модель совершила около 100 полетов. Она несложна в…

  • Модель ракетоплана с ускорителем

    Данной публикацией мы продолжаем рассказ об истории становления одной из категорий в ракетомоделизме — S4. Она включает в себя четыре класса моделей…

  • Таймерная в стиле «ретро»

    Хорошая простота конструкции, высокая технологичность и лёгкость постройки — вот преимущества предлагаемой таймерной свободнолетающей модели с двигателем…

  • Второе «сердце» трассовой

    Значительно чаще шасси современных трассовых автомоделей изготавливают из металла. В дело идут жесть, узкий латунь и листовой дюралюминий, металлическая…