-
Для боя и для пилотажа
19.05.2014 В мире моделей
-
Универсальная кордовая модель самолета. Проектирование «Эллипсоида» — модели для воздушного боя — происходило в пара этапов. И в действительности, сходу, за один этап создать послушную пилоту модель не получалось, поверьте, никому.
В большинстве случаев, сперва проектируется и строится упрощенная модель, на которой отрабатываются ее принципиальная схема, геометрические параметры, устойчивость и управляемость полета. Потом по итогам испытательных полетов производятся нужные доработки, а уж после этого создается второй вариант модели, в котором за базу берется все лучшее от первого. Подчас модель выясняется успешной, но чаще за вторым этапом ее создания направляться третий…
Но, будем сохранять надежду, что вам повезет — так как перед тем как чертежи данной модели показались в издании, конструктор уже прошел эти самые три этапа ее создания.
Окончательный вариант модели для воздушного боя был очень успешным. Он владеет хорошим сочетанием управляемости и устойчивости и исходя из этого подходит как для начинающих «бойцов», так и для умелых «пилотажников».
Последние, кстати, делают пара видоизмененный вариант «Эллипсоид» с килем, фонарем пилота и двухколесным шасси.
«Эллипсоид» выполнен по стандартной для «бойцовки» схеме — это летающее крыло с вынесенным на хвостовой балке цельноповоротным стабилизатором. Конструкция выполнена с применением бальзы, сосны и липы.
Крыло модели является оваломнеправильной формы с меньшей кривизной спереди и с большей — позади.
Каркас его складывается из двухполочного лонжерона с полками из сосновых реек сечением 11×5 мм и стенкой из липовой пластины толщиной 3 мм. Лобик крыла — с заполнением из упаковочного пенопласта.
Конструкция модели для воздушного боя с двигателем КМД-2,5 (на виде сбоку двигатель условно не продемонстрирован):
1 — воздушный винт (O220, h = 150): 2 — двигатель КМД-2,5; 3 — крыло; 4 — цельноповоротный стабилизатор; 5 — топливный бак (емкостью 120 см3); 6,7 — винты М3 крепления крыла и фюзеляжа; 8 — фюзеляж; 9 — тяга управления (дюралюминиевая спица O3); 10 — кабанчик управления стабилизатором (дюралюминий s2); 11 — проходные втулки тросиков управления (пружина из металлической проволоки O0,5)
Фюзеляж модели:
1 — накладка (сосна, рейка 20×11); 2 — моторама (бук, пластина s11); 3 — полуось (сталь, проволока O3); 4 — пружина; 5 — втулка (пластиковая трубка 3×0,5)
Крыло:
1 — обшивка крыла (лавсановая пленка); 2, 4 — пенопластовое заполнение лобика крыла; 3 — топливный бак (белая жесть s0,3); 5 — полки лонжерона (сосна, рейка 11×5); 6 — передняя кромка (сосна, рейка 25×6); 7 — законцовка (фанера s5); 8 — нервюра № 2 (школьная линейка s4); 9 — нервюра № 1 (школьная линейка s4); 10 — усиливающая косынка (липа); 11 — центральная нервюра (липа, пластина s11); 12 — задняя кромка (сосна, рейка 6×15); 13 — зашивка бакового отсека (липа, шпон s1); 14 — стена лонжерона (липа, пластина s3); 15 — усиление лобика крыла (липа); 16 — ось качалки управления (сталь, проволока O3); 17 — дистанционная втулка (фторопласт); 18 — качалка управления (дюралюминий, лист s3)
Центральная нервюра вырезана из липовой пластины толщиной 1 мм, изнутри она имеет вырез-облегчение.
Внешние нервюры (они кроме этого имеют вырезы-облегчения) сделаны из школьных линеек толщиной 4 мм.
Передняя и задняя кромки крыла вырезаны из сосновых реек — для придания им изогнутой формы древесина распаривалась в кипящей воде и закладывалась в стапель, воображающий собой толстую доску с забитыми в нее по контурам кромок гвоздями толщиной 5 — 6 мм — к каждому гвоздю рейка привязывалась прочным шпагатом. Законцовки крыла вырезаются из фанеры толщиной 5 мм.
Сборка крыла производилась в стапеле, сделанном из плиты ДП толщиной 16 мм, на которой был закреплен лист чертежной бумаги с изображенной на нем плановой проекцией крыла.
Профиль крыла — типа П-52 (модифицированный, с утолщенной задней кромкой), его относительная толщина образовывает 13 процентов.
Как раз таковой профиль более всего подходит как для «бойцовки», так и для «пилотажки» — у него хорошие несущие особенности, и он снабжает модели мягкий и плавный характр сваливания, упрощающий ее пилотирование.
Соединение элементов каркаса ведется на стапеле посредством эпоксидного клея, при необходимости легко разбавленного ацетоном. У правой законцовки крыла клеем и нитками крепится свинцовый груз массой около 20 г.
Топливный бак, спаянный из жести толщиной 0,3 мм, устанавливается между центральной и первой (полагая от плоскости симметрии модели) нервюрами правого полукрыла заподлицо с поверхностью лобика. Баковый отсек крыла сверху открыт, а снизу зашит липовым шпоном.
Бережно изготовленный бак не внесет заметных искажений в обтекание крыла, а для фиксации его в отсеке крыла достаточно только полосы клейкой ленты-скотча.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(также;); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Качалка управления вырезана из листового дюралюминия толщиной 3 мм. Закрепляется она в центральной нервюры посредством металлической оси толщиной 3 мм и пары дистанционных втулок из фторопласта.Тросики управления, проходящие в крыла, свиты из сложенной в два раза кордовой нити. На выходе их из крыла закреплены втулки-пружинки длиной около 30 мм. Тяга управления, соединяющая качалку и кабанчик цельноповоротного стабилизатора, изготовлена из дюралюминиевой вязальной спицы диаметром 3 мм.
Крыло оклеено цветной лавсановой пленкой по классической модельной разработке — с применением клея «Момент» либо БФ-2 и электрического утюга.
В зоне прохода тяги управления через обшивку приклеивается «пятачок» из скотча.
Фюзеляж модели плоский, толщиной 11 мм. Он собирается на эпоксидном клее из буковой моторамы и двух накладок из сосновых реек.
Отверстие в фюзеляже выполнено строго по контуру центральной нервюры. С крылом фюзеляж соединяется двумя болтиками — один из них пропущен через мотораму, второй — через усиление задней кромки крыла.
В задней части фюзеляжа закреплен поворотный узел стабилизатора — он представляет собой пластиковую трубку с внутренним диаметром 3 мм, в которую засунуты две металлические полуоси и трудящаяся на сжатие цилиндрическая пружина.
Стабилизатор модели — цельноповоротный. Его силовая база — это каркас, выпиленный из фанеры толщиной 6 мм. По окончании окончательной обработки каркаса вырезы в нем заклеиваются упаковочным пенопластом, а после этого поверхности обтягиваются лавсановой пленкой. Большое отклонение руля высоты вверх и вниз должно составлять около 30 градусов.
Пилотажный вариант модели дополнительно оснащается килем, фонарем и шасси. Первый оптимальнеесделать из липовой пластины толщиной 5 мм либо, что существенно лучше, из бальзы.
Макет фонаря пилотской кабины несложнее всего сделать контурным, закрепив на фюзеляже согнутую по обводам фонаря дюралюминиевую спицу диаметром 3 мм.
Стойки шасси согнуты из проволоки ОВС диаметром 4 мм — в верхней части каждой выполнена резьба для крепления их посредством пары гаек на приклеенных к нервюрам № 1 бобышках, нижней — для фиксации колес. В качестве последних эргономичнее всего применять пластиковые колеса с резиновыми шинами с детских игрушек, их внешний диаметр обязан составлять около 40 мм. Задняя опора шасси согнута из проволоки ОВС диаметрм 2 мм.
Стабилизатор:
1 — каркас (фанера s6); 2 — заполнение (пенопласт)
Контрольные сечения крыла по нервюрам
А — по центральной нервюре; Б — по нервюре № 1; В — по нервюре № 2
Пилотажный вариант модели
По окончании сборки модель нужно верно отрегулировать.
Для отечественных моделей центр их тяжести обязан пребывать в точке, соответствующей 15 — 20 процентам хорды крыла (50 — 70 мм), полагая от передней кромки центральной нервюры.
Кстати, замеры положения центра тяжести направляться создавать пара раз в ходе сборки модели, облегчая при необходимости те либо иные ее элементы.
В случае если же центровка будет все же различаться от рекомендуемой, возможно довести ее до нормы посредством груза, закрепив его в передней либо задней части фюзеляжа.
Для более умелых спортсменов центр тяжести модели возможно сместить назад до 25 — 28 процентов хорды крыла.
И.
СОРОКИН
Случайные записи:
МАКС 2017 Т-50 ПАК ФА : Высший пилотаж российских летчиков
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…
-
Школьный микропаритель для завтра
Как вы думаете, возможно ли создать хорошую чемпионатную модель планера класса А1 без бальзы? Чуть ли… Принято вычислять, что отсутствие на планере…
-
Свободнолетающие модели… Во всем мире интерес к ним среди моделистов не ослабевает. И у нас проходят десятки соревнований: ФАС Кубка и этапы России,…
-
В поисках и размышлениях техники для нового спортивного сезона мы решили остановиться на испытанных, оправдавших себя в течении многих лет ответах….
-