Главное — удержать скорость

07.10.2010 В мире моделей

Занимаются у меня в кружке уже второй год двое семиклассников. Как и все остальные, начали они с резиномоторных контурных автомоделей. По тому, с каким упорством неумелыми еще руками они вытачивали подробности, с каким азартом запускали первые собственные микроавтомобильчики, стало очевидным — будет из ребят толк.

Скоро они выстроили из комплектов и несложные гоночные модели с двигателями внутреннего сгорания. Неспешно становились умелыми их руки, парни обучились обращаться с разными материалами, стали чувствовать, чего не достаточно трудящемуся микромоторчику и как его отладить, дабы гоночная «со свистом» промчала всю расстояние по дорожке кордодрома.

Как-то заговорили мы с ними, чем бы хотелось заниматься дальше. Парни а тот раз ни на чем не остановились.

А практически спустя семь дней показалась у них… тайна! Наблюдаю, стали бывать редко, забегают лишь, дабы задать вопрос новую литературу по моделизму. Наконец, сияя от переполнявшей их гордости, принесли только что законченные «тайные чертежи». Это была машина, предназначенная для автомодельных соревнований в классе ралли.

Про себя

я поразмыслил: «Молодцы, схватились не за сложнейшие конструкции актуальных гоночных и не за копии, верно оценили собственные сипы». Вправду, ралли — именно для таких. Класс дешёвый, нет немыслимых сложностей чемпионатных моделей, да и, поставив кроме того серийный «Темп», возможно добиться хороших результатов на соревнованиях.

Начали мы совместно разбираться в эскизах.

Сразу же бросилась в глаза какая-то скоба с пружиной и совсем уж непривычный диск рядом со ступицей одного из ведущих колес. В то время, когда парни растолковали, что это такое, осознал, что по изобретательности им возможно поставить пять с плюсом! Устройство выяснилось автоматом для выдерживания скорости, заявленной спортсменом перед заездом собственного микроавтомобиля.

Занимательной была и компоновка модели — с приводом на передние колеса.

Двигатель наряду с этим легко вписался в кузов: в достаточно мелком его обьеме всецело спряталась сребренная головка.

Но в чертежах что-то все же было не так. Выяснилось, дело в диаметре колес. Глаз привык уже к стандартному, «темповскому», а тут чуть ли не в полтора раза меньше.

Увеличивать, же их запрещено — «пропуском» на соревнования помогает итог обмера автомодели. Протяженность, ширина, база, диаметры и колея колес прототипа, поделённые на масштабное число, не должны различаться более чем на 5 процентов от размеров модели.

Парни, верно выбрав несложную мотоустановку (редуктор только усложнил бы модель и уменьшил ее надежность) с прекрасно держащим режим длинноходным дизелем, не учли одного: судейская коллегия в праве установить минимальную скорость заезда в 110 км/ч.

И это значит, что модель нужно рассчитывать на такую либо же чуть громадную. Само собой разумеется, конструктор вправе заявить и двухсоткилометровым режим, но это не в его заинтересованностях: с ростом скорости значительно увеличиваются погрешности ее выдерживания.

Главное — удержать скорость

Рис. 1. Двухместный спортивный автомобиль «Шкода-супер спорт».

Помимо этого, «Темпу» не по силам раскрутить столь малые колеса до оборотов, соответствующих скорости в 110 км/ч.

Верное ответ нашли сами же парни: подняли размеры автомобили, забрав второй масштаб.

Оптимальным был М 1:12 относительно натуры. Модель выходила больше, чем те, к каким мы привыкли, но «обычный» диаметр колес разрешал при 15 000 об/мин взять скорость 120 км/ч, что и было необходимо. Пугал лишь кажущийся непомерно громадным, не смотря на то, что и прекрасно обтекаемый, кузов.

Было нужно мне засесть за книжки аэродинамики. Выяснилось, переход на новый масштаб дает утрату мощности из-за увеличенного сопротивления воздуха всего 0,02 л. с.!

Итак, общими усилиями неказистые эскизы превратились в рабочие чертежи.

Сейчас возможно браться и за инструменты. Для рамы мы подобрали два дюралюминиевых уголка 20X15 мм. На них укреплялись все узлы автомобиля. Автомат остановки практически такой же, как на модели, о которой рассказывалось в «Моделисте-конструкторе» № 11 за 1982 год. Бачок установили на резиновых трубчатых втулках. С ними меньше возможность сбоя режима двигателя из-за появившейся от вибрации пены.

Резинки демпфируют колебания, и горючее идет к карбюратору без пузырьков воздуха. Для устойчивости режима применяли и наддув бачка давлением, отбираемым из картера двигателя. При таковой совокупности питания мотор совсем не ощущает трансформаций уровня горючего и модель ровно проходит заданное число кругов.

В то время, когда шасси было готово, принялись за кузов. Сперва я думал было, что мальчишки, горя жаждой поскорее запустить машину, не начнут устанавливать прозрачные «стекла». Само собой разумеется, легко обозначив их на кузове краской, они сэкономили бы время и сипы. Но приятели, посовещавшись, решили — пускай их модель будет «как настоящая». Позже, на соревнованиях, они с удовлетворением сравнивали собственную «шкоду» с автомобилями соперников. Приятели не поленились кроме того вырезать фигурку водителя.

Времени это заняло не так много, но внешний вид маленькой «шкоды» был вправду хорошим.

Рис. 2. Автомодель класса «ралли»:

1 — лонжерон рамы, 2 — щека, 3 — распорная втулка, 4 — задияя ось, 5 — опорная гайка, 6. 12 — шина, 7 — ступица, 8, 14 — затяжная ганка, 9 — топливный бак, 10 — резиновая втулка, 11 — кордовая планка, 13 — ступица ведущего колеса, 15 — двигатель «Темп-2», 10 — тормозной диск, 17 — питающая трубка, 18 — трубка разгерметизации бака (мягкая резина), в обычном положении пережата усом автомата остановки, 19 — ус автомата остановки, 20 — винт М4 (ось автомата скорости), 21 — трубка наддува бака (соединяется е картером двигателя), 22 —фигурка водителя, 23 — стена жесткости кузова, 24 — кузов.

Рис.

3. Установка автомата регулирования скорости.

Ее кузов — стеклопластиковый. Дабы парни мельче контактировали с «эпоксидкой», я дал совет им воспользоваться несложным методом изготовления матрицы. Сперва по шаблонам был вырезан из парафина правильный макет кузова.

После этого, зная, что пластилин плавится при более низкой температуре, чем парафин, парни сняли отпечатки с верхней, позже с нижней половин макета, само собой разумеется, давая разогретому пластилину как направляться остановиться. В таковой форме они и выклеили скорлупки из стеклоткани (не смотря на то, что возможно забрать и простую узкую ткань), пропитанной смолой. Вышкуренный и окрашенный кузов держится на раме на винтах: два из них в первых рядах, место для третьего — около задней оси.

Пара слов об автомате скорости.

Главное условие его действенной работы — большая допускаемая конструкцией протяженность пружины. При большой ее длине кроме того незначительное повышение скорости сверх заданной сразу же вынудит возросшую центробежную силу прижать груз рычага и резинку к диску тормоза. Пружину приятели подбирали на протяжении пробных заездов так, дабы автомат срабатывал только по окончании подхода мотора к большим оборотам.

Для предотвращения ненужных колебаний рычага в раме заклепан штифт, ограничивающий отход резинки от диска до 1—1,5 мм. Правильная регулировка скорости осуществляется посредством перестановки кронштейна с вытянутым отверстием, на котором крепится второй финиш натянутой пружины.

Напоследок хотелось бы мало познакомить моделистов с прототипом модели.

Кстати, он сослужил хорошую работу и отечественным трассовикам: маленькая низкая машинка превосходно проходила замысловатую расстояние, скоро разгонялась и тормозилась, случаи схода с автострады наблюдались только при весьма неотёсанном вождении.

Е. ВОРОНИН,

начальник автомодельного кружка
станции юных техников Тимирязевского района Москвы


Случайные записи:

Выход из заноса на 150 км/ч


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Автомат диктует скорость

    В «М-К» № 4 за 1983 год рассказывалось о кордовой автомодели-копии класса «ралли», созданной под управлением Е. Воронина. Предложенная конструкция была…

  • И зимой высокие скорости

    Прошло 10 лет с того момента, в то время, когда на ледовых кордодромах государства начали систематично разыгрываться первенства Альянса и РСФСР. В…

  • Под девизом «скорость»

    Эмблема Ленинградского ордена Ленина кораблестроительного университете — парусник на раскрытой книге — известив всем корабелам. Храбрые конструкторские…

  • Главное — скорость

    Неторопливо, но с уверенностью двигался к высшей ступени пьедестала почета мастер спорта СССР из города Тамбова Юрий Ремжик. В прошлом узнаваемый…