-
Подарок к первому старту
26.08.2011 В мире моделей
-
Прошло уже больше десятилетия с того времени, как автомоделисты решили сделать собственный спорт всесезонным и придумали кордовые модели автосаней. на данный момент, пожалуй, кроме того тяжело назвать автора, первой таковой модеш: необходимость введения в программу занятий кружков несложной, дешёвой конструкции, которая сочетала бы в себе возможность и быстроту изготовления применить двигатель внутреннего сгорания, раскрывала бы творческие просторы перед начинающим моделистом и притом не была бы легко «учебной» (как, скажем, контурные резиномоторки), была ясна многим.
С того времени четыре класса кордовых автосаней с двигателями внутреннего сгорания рабочим количествам 1,5 и 2,5 см3 — скоростные и копии — завоевали прочное место в автомоделизме. Растет массовость всесоюзных соревнований, «прибывают» и скорости.
И к тому же, как выяснилось, простенькая с виду кордовая модель автосаней содержит большое количество возможностей предстоящего совершенствования.
Мы еще не доросли до стадии продувок, но аэродинамический расчет при конструировании, проверки на прочность, работа с двигателем в далеком прошлом вошли в практику работы любого кружка. Но самое основное — с моделью автосаней еще довольно много творческой работы. Методы установки коньков, жесткость подвески, установка бака — ни в одном случае еще нет однозначных ответов.
Описание «качающейся» модели, публикуемое в этом номере, — лишнее свидетельство того, что автосани таят еще большое количество резервов, обнаружение которых может привести к предстоящему повышению скоростей моделей этих классов.
Отличительная изюминка модели аэросаней (рис. 1) — назовем их «Медвежонок» — это качающиеся задняя и передняя подвески.
Именно поэтому конструктивному новшеству ось двигателя постоянно остаётся параллельной относительно поверхности кордодрома. Модель как будто бы переваливается с ноги на ногу (как медвежонок). Ни холмики, ни трещинки не мешают, а шнобель наблюдает лишь вперед по курсу.
Рис. 1. Модель аэросаней с качающейся подвеской.
Рис.
2. Однолопастный винт с противовесом.
А как ведет себя модель в самый решающий стартовый момент? В большинстве случаев аэросани под действием инерционного момента от воздушного винта стараются завалиться з круг, не успев собрать скорость.
Данный отрицательный эффект умелые спортсмены ликвидируют подкруткой модели на первых кругах. (Ассистент в центре круга формирует дополнительное натяжение кордовой нити.) «Медвежонок» же в момент запуска как будто бы приседает на одну ногу (рис. 3). Центр тяжести смещается во внешнюю от центра круга сторону, и мoveнт инерции от винта сглаживается.
Несколько раз опробовали такую «Стартовую посадку» модели на соревнованиях, и неизменно она себя оправдывала.
Аэросани несложны в изготовлении — кроме того новичкам в автомоделизме в полной мере под силу их выстроить. Модель возможно выполнена в классах 1,5 см3 и 2,5 см3.
Конструкция складывается из рамы (фюзеляжа), средней и задней качающихся пилона и подвесок-моторамы.
Фюзеляж изготовлен из алюминиевой трубки O 14 мм, в которой выпилены пазы под подвески и пилон.
Спереди и позади в трубку забиты заглушки-обтекатели из бука.
Задняя и передняя подвески вырублены из страницы Д16Т толщиной 2 мм, коньки—из алюминиевого уголка. Качание совокупностей относительно фюзеляжа является следствием введенных в полость трубки латунных валиков.
Рис. 3. Предстартовая установка модели на лед.
Рис. 4. Сборка модели.
Моторама (лист Д16Т толщиной 5 мм) спроектирована за одно целое с пилоном и крепится к фюзеляжу тремя винтами М2,5.
Установленные на ней топливный бак и двигатель закрываются обтекателем из пенопласта, оклеенного стеклотканью и пропитанного эпоксидной смолой.
Топливный бак — обширно распространенного типа «поилка» разрешает поддерживать постоянный режим двигателя на всей дистанции. А применение однолопастного воздушного винта упрощает его изготовление и подбор, компенсирует неточности регулировки двигателя и повышает среднюю скорость на дистанции если сравнивать с простым винтом на 7,5 процентов (рис.
2).
Для новичков эта модель хороша еще и тем, что с ней возможно принимать участие в соревнованиях не только зимний период, но и летом. Достаточно вместо коньков на подвески установить цапфы с колесами (рис. 4).
Ты планируешь выйти на первый старт, новичок? Мы дарим тебе чертежи и идею! Выстрой аэросани и сделай сам себе презент к первому выходу на кордодром.
Н.
КОМАРОВ, мастер спорта СССР
Случайные записи:
Что подарить на 1 годик?
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Ракета 8К65 — одноступенчатая, с жидкостным ракетным двигателем и с несущими топливными баками. В качестве компонентов горючего были в первый раз…
-
Частенько школьники, заметив по телевизору либо в издании старт космического корабля, проявляют живой интерес к тому, как это происходит. Вот бы…
-
Пришло в редакцию письмо. В нем — два листочка эскизов, на обратной стороне которых маленькое описание, да пара фотографий модели. Ни обратного адреса,…
-
— Ключ на старт! — Внимание, пуск! Модель легко приподнялась на направляющих, после этого, набирая скорость, скоро провалились сквозь землю в синеве…
-