Таймерная модель вертолета

14.03.2016 В мире моделей

В авиамодельных кружках Дома пионеров Коминтерновского района, на облСЮТ и в харьковской школе№ 112 в течение нескольких лет ведутся работы над соосными моделями вертолетов. Их конструкции разны, но все они устойчиво летают. Обрисованная ниже модель — одна из последних модификаций.

На соревнованиях «Опыт-78» в классе таймерных моделей вертолетов она заняла первое место.

Модель (рис. 1) выполнена по соосной схеме с нижним размещением двигателя КМД-2,5. Тяговый винт O 250 мм и шагом 70 мм. Полетный вес модели — 770 г.

Шасси модели трехстоечное. Передняя стойка из бамбука O 4—5 мм вклеена на смоле в переднюю часть фюзеляжа. Задние — из дюралюминия толщиной 1 мм прикреплены к хвостовой балке, на которую приклеена имитация турбинной установки, изготовленная из бальзовой пластины.

Рис. 1. Схема модели вертолета:
1 — трубка корпуса (O 22X15), 2 — вал ротора, 3 — втулка ротора, 4 — осевой шарнир лопасти, 5 — ограничитель угла установки лопасти, 6 — лопасть, 7 — противовес, 8 — тросик, 9 — подшипник скольжения, 10 — бак-моторама, 11 — двигатель с винтом, 12 — противовес двигателя, 13 — шасси, 14 — треугольная пластина, 15 — хомутик.Таймерная модель вертолета

Ротор трехлопастный. Профиль лопастей В-6308, координаты указаны в таблице.

Лопасти 6 — из бальзы. задняя кромки и Передняя — из липы толщиной 2 мм. Поверхность шепетильно обработана, оклеена стеклотканью толщиной 0,025 мм на жидкой эпоксидной смоле и окрашена пентафталевой краской. На протяжении всей лопасти проходит липовый лонжерон переменного сечения, СХОДЯЩИЙ в конце на нет. В его корневую часть вклеена металлическая ось O 4 мм для крепления лопасти во втулке.

В местах установки противовесов и вклейки оси сверху и снизу на лопасть наклеены накладки из фанеры толщиной 1 мм.

Противовесы 7 — из фанеры толщиной 2 мм покрыты лаком АК-20 и окрашены пентафталевой краской. В их корневой части вклеены две шпильки М2 для крепления к лопасти. Грузики весом 10 г подвешены к противовесу посредством гайки и винта М3. Тяги от них из тросика O 0,3 мм идут к валу ротора, сделанного из дюралюминиевой трубки O 9,9, длиной 240 мм.

Тросики 8 прикреплены посредством треугольной 15 пластины и хомутика 14.

Все подробности узла втулки ротора выполнены из дюралюминия Д16Т. Сама втулка 3 выточена на токарном станке.

Таковой метод ее изготовления разрешает весьма совершенно верно фиксировать угол «тюльпана» лопастей (4°) и угол между ними (120°). Увидим, правильная фиксация углов играется очень ключевую роль при регулировке модели. Ограничители 5 помогают для регулировки установочных углов лопастей при моторном полете и в режиме авторотации.

Рис. 2. Крепление лопасти к втулке ротора:
1 — втулка ротора, 2 — штифт, 3 4, 5 — шплинты, 6 — стопорная шайба, 7 — штанга, 8 — ось лопасти, 9 — втулка шарнира лопасти, 10 — ограничитель угла установки лопасти, 11 — лопасть.

Рис. 3. Подшипник скольжения:

1 — корпус (Д16Т), 2 — втулка (Ст.).

Сборку узлов крепления лопасти и втулке 3 ротора создают следующим образом. Штанги 7 (см. рис. 2) вкладывают во втулку 1 ротора. Наряду с этим отверстия в них совмещают.

В отверстия O 3 мм вставляют штифты 2, каковые закрепляют шплинтами O 0,8 мм с обеих сторон. Эти шплинты при ударе лопасти о почву срезаются, тем самым сохраняя винт. На ось 8 надевается втулка 9, которая удерживается посредством штифта и шайбы так, что осевой зазор снабжает лопасти 11 свободное вращение.

Втулки 9 вставляют в штангу 7 и стягивают цанговым зажимом ограничителя 10, что предварительно надевают на штангу.

После этого при помощи винтов М2 в лапках ограничителя устанавливают углы атаки лопастей в пределах от +22 до -7°. Это положение ограничителя совсем фиксируется. Собранная втулка крепится на валу модели цанговым зажимом.

На данный момент к вертолетам предъявляются требования как к полу-копии с определенным миделем, исходя из этого фюзеляж изготовлен с объемной кабиной, которая вместе с фонарем выклеена из стеклопластика. Носок фюзеляжа выгнут из фанеры толщиной 1 мм.

Хвостовая балка сделана из бальзы с сосновой окантовкой сверху и снизу. На финише установлен киль в виде кольца O 120 мм, обтянутого прозрачной пленкой.

хвостовая балка и Носовая часть прикреплены к трубке корпуса 1 (см. рис.

1) шестью винтами М3.

Для уменьшения полетного веса модели в трубку корпуса с обеих ее финишей вклеены на смоле подшипники скольжения 9, через них проходит вал 2 ротора из дюралюминиевой трубки (внешний O 9,9 мм, толщина стенок 1 мм). На нее с одной стороны надета втулка 3 ротора, а с другой — бак-моторама 10.

Громадный интерес для моделистов воображает бак-моторама. Были созданы два варианта его конструкции. Более ранняя — вариант 1, последняя — вариант 2. Обе конструкции изготовлены на токарном станке из дюралюминия Д16Т, а отдельные элементы (фланец, пазы для жиклёра и иглы, цанга) дорабатывались вручную.

Эти конструкции разрешили отказаться от раздельного изготовления моторамы и бака, что уменьшило вес вертолета. Помимо этого, таковой бак-моторама разрешает скоро проводить разборку и сборку модели.

Как видно из рисунка, бак-моторама «Вариант-1» крепился к валу винтом, проходящим полностью.

Такая схема была не лучшей, поскольку сквозное отверстие на валу концентрировало напряжения и при ударах вал ломался в месте сверления.

Конструкция же бака «Вариант-2» имеет зажим типа цанги, что еще больше уменьшает время сборки-разборки модели.

Воздушное пространство забирается двигателем через полый вал ротора, финиш которого в бака упирается в диффузор.

При установке и изготовлении бака-моторамы громадное внимание направляться выделить его центровке относительно вала двигателя, поскольку любое смещение формирует большое биение и ухудшает полет аппарата.

В баке «Вариант-1» крышка закреплена шестью винтами М2 через прокладку, а а «Варианте-2» навинчивался стакан, резьба его предварительно смазывалась эпоксидной смолой.

Штуцеры для баков выточены из стали и вклеены на эпоксидной смоле.

Заправочный и дренажный установлены как возможно ближе к валу ротора, сверху бака, питающий — как возможно ближе к наружной боковой его поверхности, на донышке. Такое размещение штуцеров снабжает бесперебойную подачу горючего и исключает его утечку при вращении бака-моторамы. Последний прикреплен прямоугольным фланцем 28X28 мм к задней стенке картера двигателя.

Делается разметка отверстий для иглы и жиклёра, каковые сверлят и дорабатывают надфилем до требуемой формы.

В. ДВОРКИН, г. Харьков


Случайные записи:

Первый запуск таймерной модели из пенопласта.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Радиоуправляемая модель вертолета

    В последнее, время в авиационном моделизме широкое распространение взяли летающие модели, управляемые по радио, а также вертолеты. В первый раз такую…

  • Моделисту о вертолете

    Многократные попытки переделок свободнолетающих моделей вертолетов на радиоуправляемые, как это было с моделями планёров и самолётов, были бесплодными….

  • Таймерная модель «лебедь ов-02»

    Данной публикацией мы открываем в отечественном издании описание лучших моделей соревнований «Опыт-78». Сохраняем надежду, что отечественные читатели,…

  • Таймерный вертолет

    И все-таки их строят — эти «безумные» стрекозы, смотрящиеся непривычно кроме того на фоне экспериментальных моделей-бесхвосток! Их строят не обращая…