Учебная становится пилотажной

30.12.2010 В мире моделей

Пара лет назад в продаже в первый раз показались новые комплекты заготовок для постройки кордовых авиамоделей. Они пришли на смену устаревшим («Пилотажной модели» и «Моделям для воздушного боя»), каковые отечественная моделистская промышленность производила фактически без трансформаций несколько дюжина лет. Новинка была «едина в трех лицах».

За счет трансформации только размаха крыла и маленьких вариаций шасси разработчикам удалось на базе однотипных подробностей создать и «пилотажный», и «бойцовый», а также «скоростной» наборы. По крайней мере как раз такие заглавия были нанесены на картонные коробки с фактически чертежами и одинаковыми заготовками…

Уже через непродолжительное время новые комплекты стали единственными «партами» для освоения азов спортивного мастерства всеми юными кордовиками, как самодеятельными, так и кружковцами. Похоже, при проектировании моделей подразумевалось кроме того, что с ними парни должны учавствовать в собственных первых соревнованиях.

Но внимательное знакомство с положенными в комплект-посылки чертежами приводило к унынию.

А также удивление: «Неужто такое смогли создать люди, по большому счету хотя бы мало-мальски привычные со спецификой авиамоделизма?»

Исходный вариант (комплект-посылка).

Положа руку на сердце необходимо признать, что новые разработки не выдерживают критики ни по одному из пунктов.

Пилотажные особенности у всех трех заложены уже в схему как неудовлетворительные. Да и по большому счету возможно ли о них вести обращение, в случае если нагрузка на крыло у «пилотажки» и «бойцовки» чуть не 50 г/дм2, а по отличию весов двигателя и сверхтяжелой хвостовой части эти модели не имеют аналогов? Да, подобный аппарат с прекрасно трудящимся двигателем все же сможет выполнить петли.

Но лишь в рунах умелого спортсмена, да да и то с большим трудом, а о новичках — кроме того думать не приходится. И где забрать прекрасно трудящиеся двигатели?

Так что же, это лишь учебные модели?

Но и такое предположение не выдерживает критики. Прочность кордовых «тренеров» как словно бы намеренно заложена мизерной при еще достаточно трудоемкой в исполнении конструкции. Ажурный каркас крыльев — из очень сильно облегченных нервюр из миллиметровой фанеры и главных силовых элементов из реек, имеющих с учетом неотёсанной поверхности сечение не более чем 3X3 мм.

Его не скрепляет и бумажная обшивка, которая плюс ко всему по окончании окончания всех работ покрывается нитролаком в два-три слоя в соответствии с инструкцией. Но так как применение любых нитролаков, поступающих в продажу в хозяйственные магазины, не только не снабжает нужного натяжения обшивки, но и придает ей чрезвычайную хрупкость! В следствии крыло «сыплется» кроме того при аккуратных посадках либо уже при операциях по запуску двигателя.

Возможно, фюзеляж удовлетворяет требованиям хотя бы учебной модели? Но и он, не смотря на то, что на первый взгляд думается несоизмеримо переупрочненным, на деле очень сильно ослаблен прорезкой окон облегчения. Последнее дает выигрыш по массе приблизительно в 50 г (на уровне 0,5 кг модели!), многократный проигрыш по прочности в сравнении с цельным кроме того более узким вариантом и чувствительное повышение трудоемкости работ…

Добавьте к сообщённому упоминание о топливном бачке, количества которого не достаточно и на треть пилотажного комплекса либо времени боя; отсутствие зашивок лонжерона в концах и корне крыла; использование непонятного «торсионного» рычага соединения половин руля высоты, что в комплексе с совсем нежесткой на сжатие тягой «снабжает» непредсказуемое поведение модели в воздухе, и вы получите достаточное представление о новом комплекте. Увидьте, мы еще не вспоминали о самой концепции предложенных юным спортсменам «современных» пилотажных и бойцовых аппаратов!

А о скоростных вариантах возможно сказать только с применением кавычек.

Но критика критикой, но в любом случае она тщетна, в случае если неконструктивна. Что мы предлагаем? Нет, не ликвидировать производство единственных комплектов-посылок. Необходимо только… по-иному воспользоваться положенными в них заготовками! О том, как это сделать, отечественный сегодняшний рассказ.

Первая модификация

При переработке исходной схемы основное внимание уделялось улучшению летных особенностей модели за счет понижения нагрузки на крыло и уменьшения момента инерции относительно оси вращения в маневре. Параллельно требовалось существенно упростить конструкцию и повысить прочность в целом.

Размышления над схемой крыла стали причиной ответу отказаться от 14 не сильный облегченных фанерных нервюр в пользу… четырех замечательных, вырезаемыхбез окон облегчения из того же материала.

Еще более хорошие по прочности результаты дает применение простых древесных линеек. Между нервюрами монтируются «носики», основная цель которых не столько в поддержании обшивки, сколько лонжерона. Последний выполняется из исходных заготовок, лишь по всему размаху имеет разрезную вклеенную стенку из миллиметровой фанеры. Задняя кромка исходная, а на переднюю употребляются две рейки, бережно отрезаемые от продольного края заготовки фюзеляжа.

По окончании калибровки посредством рубанка онидолжны иметь такое же сечение, как и задняя кромка.

Учебная становится пилотажной
Главные размеры исходной модели (А), ее первой модификации (Б) и второй модификации (В). Все картинки выполнены в одном масштабе.

Необыкновенное соединение половин рулей высоты на первой модификации пилотажной.

Разметка штатной заготовки фюзеляжа для продольной распиловки.

Фюзеляж второй модификации модели.

Топливный бак (наложить обмотку из ниток на протяжении оси модели, при сборке крыла клеить между фанерной обшивкой центроплана).

Фюзеляж выстругивается из штатной заготовки, но сейчас имеет сечение не 15Х65, а только 10X40 мм. В следствии новая цельная заготовка легче исходной облегченной в полтора раза!

Хвостовая часть остругивается до толщины около 4 мм, а подмоторная с обеих сторон оклеивается фанерой, причем в один момент монтируется и нижний наплыв носовой части, снабжающий простое размещение отверстий под винты крепления двигателя на узком фюзеляже и одно из мест фиксации шасси пилотажного варианта модели. Киль для экономии веса хвоста аппарата существенно уменьшен по площади, а на бойцовой не ставится по большому счету, как и имитация кабины.

Горизонтальное оперение покинуто без трансформаций, поскольку понижение массы уже достигнуто ликвидацией крайнего перетяжеления задней части фюзеляжа. Уникально выполнен узел соединения половин рулей высоты — посредством маленькой проволочной скобы и двух тканевых полос. Бойцовый вариант лучше строить с укороченным неразрезным рулём и фюзеляжем.

Топливный бак приходится выкраивать из луженой жести заново.

Он должен иметь количество порядка 50 см3, по схеме приближаясь к исходному. Центровка всецело укомплектованной модели — в 40 мм от передней кромки крыла, обтяжка лавсановая на клее направляться-2. Летные особенности на порядок выше, чем у начального варианта модели, и ужи смогут принимать во внимание в полной мере удовлетворительными.

О прочности имеете возможность делать выводы сами, сравнив картинки.

Крыло:
1 — передняя кромка-лонжерон (сосна 15X16 мм, стыковать на «ус» из двух половин посередине размаха на пластифицированной эпоксидной смоле.

Протяженность «уса» не меньше 100 мм), 2, 4 — косынки (фанера 3 мм), 3 — промежуточная нервюра (липа 2,5 мм), 5 — обшивка центроплана (фанера 1 мм), 6 — топливный бак, 7 — штатная качалка, 8 — центральная фальшнервюра (применять отрезок фюзеляжа, образующийся по окончании вырезки окна под крыло), 9 — косынка стыка кромки (фанера либо сосна 3 мм), 10 — задняя кромка (штатная, из комплекта), 11 — хвостовые косынки (фанера 1 мм), 12 — подводки качалки, 13 — тросики от фотоаппарата (центральный многожильный элемент), 14 — законцовка, 15 — шайбы (пластик), 16 — стойка (фанера 3 мм); А — схема раскроя штатной заготовки нервюр.

Цельноповоротный стабилизатор (целый каркас — сосновые рейки из комплекта сечением 4Х4 мм, откалиброванные до 2,5Х2,5 мм).

Неподвижный элемент горизонтального оперения и монтаж проволочной кромки киля.

монтаж сборки и Схема стабилизатора дополнительных элементов.

Вторая модификация

Не обращая внимания на большое улучшение всех черт комплекта и приобретаемой из него модели, работа надпоисками оптимального ответа длилась, и в следствии посчастливилось на базе исходных заготовок сконструировать новую, очень увлекательную машину. Большую пользу оказал последовательность публикаций в «М-К», в которых приводилась очень несложная и действенная схема крыла кордовой.

Считаем, что особенных пояснений вторая модификация не требует, а о дизайнерских преимуществах ее вы сможете делать выводы по фотографиям.

Таковой может стать модель, собранная из подробностей простого комплекта-посылки. Нужно только… верно применять заготовки!

На снимках, не считая неспециализированного вида пилотажной авиамодели, продемонстрированы: узел привода поворотного стабилизатора, носовая часть фюзеляжа с доработанным двигателем МАРЗ-2,5, съемные стойки шасси (рядом — штатное колесо).

Киль модели фанерный, как и концевые шайбы стабилизатора. Обшивка из металлизированной пленки.

Как из одной исходной заготовки фюзеляжа взять сходу три главные силовые подробности, светло из чертежа.

Принципиально важно наряду с этим применять хорошую узкую пилу, дабы по окончании строгания снова взятых заготовок уложиться в требуемые размеры. Подгонка толщины фюзеляжа проводится по окончании опиливания заготовки по контуру правильной разметки, — обрезки употребляются для других подробностей. Имитация киля и фонаря на пилотажном варианте делается из алюминиевых вязальных спиц O 2,5 мм.

Их финиши обезжиривают, хорошо обматывают узкими нитками и заклеивают в соответствующих пазах фюзеляжа. На готовой модели плоскости затягиваются лавсановой пленкой. Задняя часть контура киля в один момент предохраняет пластину фюзеляжа от растрескивания и увеличивает надежность стыка подробностей.

Особенного беседы заслуживает уникальный по конструкции стабилизатор. Он собирается на выполненном в натуральную величину чертеже, затянутом пленкой; причем сначала без нижней полки лонжерона. По окончании отверждения эпоксидного клея стабилизатор снимается со «стапеля» и дооборудуется остальными элементами. Не обращая внимания на кажущуюся субтильность, при аккуратной склейке каркаса и прекрасно выполненной обтяжке он «переживает» несколько модель!

Кабанчик выкраивается из полосы алюминия, петли навески смогут иметь произвольную конструкцию — только бы снабжали лёгкость хода и минимальные люфты «руля». Двухстоечное шасси монтируется на фюзеляже либо крыле.

Центровка аппарата такая же, как и в первом варианте. По окончании приобретения главных навыков пилотирования возможно за счет установки иного двигателя, воздушного винта и кока переместить центр тяжести назад еще на 8—10 мм. Загрузка же хвоста очень нежелательна!

При новой балансировке как пилотажная, так и бойцовая остаются очень устойчивыми «в горизонте», но летные особенности заставляют отыскать в памяти успешные бальзовые образцы аналогичных моделей.

Завершив работу, соберите оставшиеся обрезки древесины, фанеры и реек. Особенно если вы додумаетесь распилить заготовку фюзеляжа на вибролобзике по толщине, а не состругивать половину материала, заметите, набирается практически полный набор заготовок еще на одну модель.

Достаточно только отыскать заготовки передней кромки да напилить узких реек для стабилизатора. Возможно, и изготовителям производимых сейчас комплектов поразмыслить о возможности постройки двух моделей из одного набора?

В.

ВИКТОРОВ, инженер-конструктор


Случайные записи:

Женская пилотажная группа Барсы. Пилот Снежана. Боровая Сургут.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пилотажная модель для начинающих

    Что такое учебная летающая модель? Мы все привыкли к тому, что это аппарат, годный разве лишь для приобретения начальных навыков её пилотирования. Как…

  • Учебная пилотажная

    Выработав определенный автоматизм в управлении кордовой моделью при горизонтальном полёте и взлёте, возможно приступать к постройке более сложного…

  • Пилотажная экстра

    Новая выстроенная учебно-тренировочная модель пилотажного самолета поразила всех, и нас самих а также. Так успешным выяснилось сочетание эффектного…

  • Учебная на радиоволне

    Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…