-
Учебные крылья пилотажника
07.08.2013 В мире моделей
-
Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому летательному аппарату суждено выдержать в лучшем случае несколько полетов. Что же, с этим не поспоришь: вправду, неказистый, неосторожно сделанный и не хорошо скомпонованный кордовый самолетик заканчивает собственную летную работу иногда на самых первых кругах над кордодромом.
Предлагаем вниманию начинающих авиамоделистов очень несложную и одновременно с этим достаточно «летучую», прочную авиамодель, имеющую очень привлекательный внешний вид полукопии современного спортивного самолета.
Силовая установка модели представляет собой компрессионный двигатель с рабочим количеством 2,5 см3 типа «МАРЗ», МК-12В либо КМД-2,5.
Подойдет и полуторакубовый МК-17 «Юниор»; действительно, наряду с этим придется особенно шепетильно смотреть за массой модели для того, чтобы ее летные особенности сохранить на приемлемом уровне.
Фюзеляж модели — комбинированный.
Передняя его часть вырезана из липовой дощечки толщиной 12 мм, а задняя представляет собой плоскую балку наборной конструкции, склеенную из верхнего и нижнего лонжеронов (сосновых реек сечением 5X12 мм), вертикальных стоек (сосновых реек сечением 3Х12 мм), и раскосов (кроме этого сосновых реек 3Х12 мм). Учтите, что вертикальные стойки и раскосы возможно выпилить, например, из простой школьной линейки.
Соединение подробностей фюзеляжа оптимальнеесоздавать в несложном стапеле, воображающем собой ровную доску, на которую уложен лист бумаги с нанесенным на него контуром фюзеляжа. Поверх чертежа накладывается и закрепляется полиэтиленовая пленка, мешающая приклеиванию к чертежу подробностей фюзеляжа. Последние фиксируются на стапеле посредством маленьких гвоздей, забиваемых в доску по внешнему контуру плазового изображения.
При сборке подробности дополнительно поджимаются друг к другу маленькими гвоздиками. Склейка производится эпоксидной смолой.
Моторама образовывает единое целое с фюзеляжем — очевидно, по окончании склейки. Вырезается она из буковых либо грабовых реек сечением 12X18 мм.
Кроме эпоксидного клея, для крепления брусков к передней части фюзеляжа потребуются две шпильки с резьбой М3, шайбы и гайки. Двигатель крепится к мотораме четырьмя винтами М2,5X20 мм с шайбами и гайками. Учтите, что ось двигателя развёрнута на 2° во внешнюю сторону кордового круга — это содействует лучшему натяжению корд. Топливный бак с габаритами 20X30X35 мм спаян из жести, его емкость около 20 см3.
Крыло — хорошей наборной конструкции.
Его продольные элементы — два лонжерона (нижний и верхний) — из сосновых реек сечением 4X6 мм; носок из сосновой рейки 10Х10 мм и задняя кромка кроме этого из сосновой рейки, ее сечение — 5X20 мм. Поперечные элементы комплекта включают нервюры, вырезанные из фанеры толщиной 1—2 мм, и законцовки. Последние продемонстрированы на рисунке наборными, складывающимися из фанерных пластин, определяющих форму крыла в плане, и фанерных же косынок, снабжающих жесткость законцовкам.
Но возможно сделать и более простые законцовки, вырезав их из пенопласта и оклеив папиросной бумагой по водной эмульсии ПВА.
Для сборки крыла кроме этого нужно воспользоваться плазом — ровной доской соответствующих размеров (с наклеенным на нее плазовым чертежом), обтянутой полиэтиленовой пленкой. На протяжении задней кромок и передней крыла нужно прибить ровные рейки, между которыми и монтировать его.
Пазы на задней кромках и передней крыла прорезаются сточенным до толщины нервюры ножовочным полотном. Эту операцию нужно создавать в один момент на обоих подробностях, зафиксировав их в тисках. Склейка производится на эпоксидной смоле. По окончании отверждения смолы поверхность крыла вышкуривается посредством наждачной бумаги, наклеенной на древесный брусок.
После этого во внешнюю часть крыла (внешнюю, очевидно, довольно круговой траектории полета модели) заклеивается двадцатиграммовый груз; между полками лонжерона вклеивается бобышка для крепления качалки управления, а к внутренней корневой нервюре приклеивается усиливающая пластина — на нее устанавливаются направляющие для проводки поводков корд.
Горизонтальное оперение модели — кроме этого наборное.
Его каркас склеен из сосновых реек сечением 3X6 мм (руля высоты и нервюры стабилизатора, передняя кромка задняя руля и стабилизатора высоты) и 3Х10 мм (передняя руля и задняя кромка стабилизатора высоты). Петли, на которых поворачивается руль высоты, несложнее всего сделать из капроновых ниток, «пришив» «восьмерками» руль к неподвижной части оперения в указанных на чертеже четырех территориях. Возможно, действительно, сделать более сложный, но и менее заметный шарнир из отрезков капроновой ленты.
Для этого полоса чертежной бумаги оклеивается неширокой капроновой лентой (с двух сторон), а после этого такая заготовка вводится в паз на передней кромке руля и задней — неподвижной — части горизонтального оперения. Фиксация — эпоксидным клеем.
Кабанчик руля высоты вырезается из алюминиевого страницы толщиной 1 мм и закрепляется заклепками из алюминиевой проволоки толщиной 1 мм.
Киль модели складывается из каркаса, склеенного из сосновых реек сечением 3X6 мм, обтянутого лавсановой пленкой. Задняя часть киля отогнута во внешнюю сторону (довольно полетного круга), что увеличивает натяжение корд в полете. Форкиль вырезан из липовой пластины толщиной 3 мм.
Стойки шасси выгнуты из проволоки марки ОВС либо 50ХФА диаметром около трех миллиметров. Колеса пенопластовые диаметром 50 мм и толщиной 20 мм.
В центр колеса вклеена втулка, свернутая из латунной фольги, поверх натянута «покрышка» — резиновое колечко, вырезанное из камеры велосипеда «Школьник». На стойке колесо фиксируется двумя припаянными к полуосям шайбами.
Хвостовой костыль кроме этого из металлической проволоки, ее диаметр 1,5 мм. В случае если разрешит развесовка, костыль возможно снабдить колесом, вырезанным из пенопласта по типу главных колес.
Сборка модели особенных сложностей не воображает. Двигатель монтируется на мотораму посредством винтов (с резьбой М2,5 либо М3 длиной 20 мм) и гаек с шайбами. Топливный бак закрепляется кроме этого на мотораме четырьмя миниатюрными шурупами либо двумя винтами М2 с гайками; с патрубком карбюратора бак соединяется посредством поливинилового кембрика.
Крыло вводится в фигурное отверстие, вырезанное в носовой части фюзеляжа, и фиксируется двумя фанерными накладками толщиной 1…1,5 мм. Киль вставляется в пазы, пропиленные в верхнем лонжероне хвостовой части фюзеляжа, и закрепляется эпоксидным клеем. Горизонтальное оперение фиксируется между накладками, вырезанными из фанеры толщиной 1 мм и приклеенными по бокам хвостовой части.
Проволочная стойка шасси монтируется на переднюю часть фюзеляжа посредством двух накладок из листового алюминия толщиной 1 мм, двух винтов М2 длиной 20 мм и гаек с шайбами. Хвостовой костыль фиксируется посредством матерчатой накладки и эпоксидного клея. Двигатель закрывается капотом, вырезанным из алюминиевого страницы толщиной 1 мм.
Обтяжка модели производится лавсановой пленкой с применением клея БФ-2 и электрического утюга по разработке, уже неоднократно обрисованной в издании «Моделист-конструктор». По окончании обтяжки на крыле закрепляется качалка управления и две направляющие для поводков корд. Качалка управления соединяется с кабанчиком на руле высоты металлической спицей диаметром 1,5 мм либо дюралюминиевой спицей диаметром 2,5…3 мм.
Напоследок передняя (не оклеенная пленкой) часть фюзеляжа окрашивается алкидной эмалью; посредством тёмной и серебристой краски изображается «модель кабины и» — фонарь пилота возможно отправлять в первоначальный полет. Запускать ее возможно на 15-метровых кордах толщиной 0,3 мм.
Учебная кордовая авиамодель:1 — воздушный винт (O 200 мм, ход — 150 мм), 2 — компрессионный двигатель, 3 — капот (листовой алюминий толщиной 0,3 мм), 4 — топливный бак (белая жесть толщиной 0,3 мм), 5 — верхний лонжерон хвостовой части фюзеляжа (сосна сечением 5X12 мм), 6 — вертикальная стойка (сосна сечением 3X12 мм), 7 — раскос (сосновая рейка сечением 3Х12 мм), 8 — передняя кромка киля (сосна сечением 3X6 мм), 9 — нервюра киля (сосна сечением 3X6 мм), 10 — кабанчик руля высоты (листовой алюминий толщиной 1 мм), 11 — хвостовое колесо, 12 — хвостовой костыль (проволока ОВС O 1,5 мм), 13 — тяга руля высоты (металлическая спица O 1,5 мм либо дюралюминиевая — O 2,5…3 мм), 14 — нижний лонжерон хвостовой части фюзеляжа (сосна сечением 5X12 мм), 15 — передняя часть фюзеляжа (липовая пластина толщиной 12 мм), 16 — моторама (буковые либо грабовые бруски сечением 12Х18 мм), 17 — качалка управления (листовой дюралюминий толщиной 1,5…2 мм), 18 — стойка шасси (проволока марки 50 ХФА либо ОВС O 3 мм), 19 — главное колесо, 20 — передняя кромка крыла (сосновая рейка сечением 10Х10 мм), 21 — нервюра (фанера толщиной 1…2 мм), 22 — бобышка под качалку управления (липа), 23 — бобышки под направляющие кольца, 24 — двухполочный лонжерон (сосна сечением 4X6 мм), 25 — задняя кромка крыла (сосновая рейка сечением 5X20 мм), 26 — груз массой 20 г, 27 — законцовка (фанера толщиной 1…2 мм), 28 — передняя кромка горизонтального оперения (сосна сечением 3X6 мм), 29 — нервюра (сосна сечением 3Х6 мм), 30 — задняя кромка (сосна сечением 3Х10 мм), 31 — задняя кромка руля высоты (сосна сечением 3Х6 мм), 32 — нервюра (сосна сечением 3X6 мм), 33 — передняя кромка руля высоты (сосна сечением 3Х10 мм), 34 — накладка (фанера толщиной 1…1,5 мм), 35 — петля (капроновые нитки).
Случайные записи:
Проход над ВПП. Русские крылья
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Эта модель уже много лет с успехом «тиражируется» моделистами. Секрет её популярности — в простоте конструкции и хороших лётных качествах. А также не…
-
Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…
-
Воистину устойчиво популярны модели класса F2D. Возможности творческого поиска тут далеко не исчерпаны, и, что ни сезон, конструкторы предлагают новые и…
-
Уже не первый дюжина лет существует класс экспериментальных авиамоделей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для четкого определения лучшей…
-