Дать моделисту крылья!

20.04.2010 В мире моделей

У подъезда дома я заметил мальчика пет двенадцати, что, стоя перед он ном, подавал кому-то условные сигналы. Все его старания, но, оставались без ответа. Войти он почему-то не решался. А из открытой форточки доносились приглушенные голоса: тем, в ярко освещенной комнате, что-то делали парни и четко были видны сверкающие свежей краской модели самолетов.

Парнишка, увидев, что за ним замечают, отошел от окна и с нескрываемым интересом задал вопрос: «Вы ко мне?» И будто бы ничего не случилось вприпрыжку побежал через двор.

Пара ступеней вверх — и я вошел в помещение станции юных техников № 2 Тушинского района Москвы.

В комнате, где размещался авиамодельный кружок, пахло сухим деревом, эмалитом, на столах лежали чертежи.

Парни увлеченно занимались своим делом.

У одного из столов склонившийся над чертежом мужчина что-то неторопливо растолковывал юному собеседнику. Это был начальник авиамодельного кружка Юрий Михайлович Жёсток.

У Саши Лесного важный вопрос:

— Каи укрепить консоли крыла?

— Ты, Саша, поразмысли, — дал совет ему Юрий Михайлович.

— Хороший паренек, — тихо сообщил мне Ю. М. Жёсток. — В седьмом классе обучается, талантливый и, возможно сообщить, кадровый, со стажем.

Вот ездить ему на большом растоянии стало: родители взяли квартиру в новом районе. Приходится добираться практически через всю Москву.

Было время, в то время, когда Саша Лесной бродил по улицам без дела, не хорошо обучался, забегая на СЮТ, проказничал, мешал ребятам трудиться. в один раз он заинтересовался радиоуправляемой моделью. Юрий Михайлович увидел, что внимание мальчика завлекает фюзеляжная радиоуправляемая модель планера и он о чем-то напряженно думает.

Наконец паренек задал вопрос несмело:

— Возможно и мне у вас заниматься?

— Прошу вас, приходи, — сообщил Юрий Михайлович.

— А такую модель я смогу сделать? — опять задал вопрос мальчик, не веря, что ему разрешат.

— И эту модель сможешь, и кое-что второе, — подбодрил его начальник.

Так Саша стал постоянным участником авиамодельного кружка.

Юрий Михайлович давал ему то одно задание, то второе.

Мальчик старался вовсю и через некое время сделал практически все части к модели. Самым весёлым для Саши был сутки, в то время, когда модель поднялась в воздух. Александр привык трудиться, исправилось его поведение, он стал лучше обучаться.

На долгое время запомнились Саше первые в его жизни соревнования. В тот сутки он растерялся, заметив около маститых авиамоделистов.

Мало у него еще было опыта, уверенности в собственных силах. Но рядом с ним был умелый начальник. И это решило финал борьбы. Юный конструктор стал вторым.

Дать моделисту крылья!

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА КОНСТРУКЦИИ А. ЛЕСНОГО (начальник Ю. М. ЖЁСТОК)

Модель представляет собой свободнонесущий моноплан. В носовой части фюзеляжа расположен брусок из пенопласта с ячейками для батареек питания, радиоприемника и рулевой машинки. Радиоаппаратура конструкции А. Кузнецова и В. Пухальского отличается высокой простотой и надёжностью эксплуатации.

Фюзеляж имеет округлые грани и прямоугольное сечение, обтянут бальзовым шпоном. Крыло — прямоугольной формы, расположено над фюзеляжем. Профиль крыла плоско-выпуклый 12 процентов (Б-10357). Киль на половину собственной хорды смещен за стабилизатор, что имеет плоско-выпуклый (8 процентов) профиль (модернизированный «Кларк V»).

ГЛАВНЫЕ Эти МОДЕЛИ

Размах крыла, мм……… . . 2200

Площадь крыла, дм2……. 44
Размах стабилизатора, мм………700
Хорда стабилизатора, мм ………120

Площадь стабилизатора, дм2……8,7
Протяженность модели, мм…………100
Площадь киля, дм2…………1,05
Полный полетный вес модели, г……1100

Установочный угол крыла………………3°
Нагрузка на несущую поверхность, г/дм2 . . 20

Саша без шуток задумался над тем, как усовершенствовать собственную модель. Продолжительные поиски, критический разбор опыта прошедших соревнований помогли ему значительно улучшить модель. Выли внесены трансформации в конструкцию фюзеляжа и установлена новая радиоаппаратура. Эти переделки и возросшее с годами мастерство принесли Александру Лесному заслуженную победу.

В первой половине 70-ых годов XX века он стал чемпионом Москвы среди школьников по радиоуправляемым моделям планеров. Его модель ЛА-19 во всех трех турах соревнований отличилась самой высокой точностью при посадке и необычной четностью в исполнении фигур программы.

Юрий Михайлович взглянуть на трудящихся ребят и задумался…

Уже почти тридцать лет Жёсток увлекается сам и увлекает вторых авиамодельным спортом. Благодаря ему энергия сотен подростков взяла разумное и творческое направление.

— В авиамодельный, — говорит он, — я пришел, в то время, когда получал образование четвертом классе. И с того времени все свободное время отдаю любимому увлечению. Самолеты сходу покорили меня: как говорится, призвание.

Мне повезло, — продолжает Юрий Михайлович, — моими преподавателями были гениальные авиамоделисты М. Е. Васильченко и П. С. Павлов. Я стремился во всем направляться старшим товарищам.

Много юных техников прошло перед Юрием Михайловичем за много лет работы.

Многие покинули коллективные письма, полные признательности за заботу, другие запомнились какими-то черточками характера.

Одни из них, как Е. Митнев и Ю. Яковлев, стали мастерами авиамодельного спорта СССР, другие — армейскими летчиками, третьи, как он сам, — авиационными инженерами.

— У вас неизменно так многолюдно? — задал вопрос я.

— В группе пятнадцать человек, но приходит намного больше, — ответил Юрий Михайлович. — на данный момент тут самые младшие.

— Также ваши ученики? — указал я на двух высоких парней лет двадцати.

— Бывшие, — сообщил Юрий Михайлович с ухмылкой. — А. Панков и С. Елизаров — студенты МАИ.

Но вот заходят, не забывают. Строят новую модель.

Выходим с Юрием Михайловичем на улицу. Частые сумерки накрыли город. Холодно. Я говорю ему о мальчишке, которого приметил у окна.

— Значит, кто-то из друзей его занимается у нас, а данный стесняется, — усмехается он. — Не редкость, робеют сначала. Стоит для того чтобы оторвать от улицы, заинтересовать трудом, а в том месте, смотришь, активистом станет.

А мне хочется осознать этого увлеченного человека с радостной искринкой в глазах, мотивы, каковые заставляют его уже несколько дюжина лет продолжать начатое когда-то дело. В этот самый момент сам Юрий Михайлович приходит мне на помощь:

— Любой из ребят, повзрослев, подготавливается к полету. Человеку так как также даны крылья. Им нужно оказать помощь страсти, окрепнуть. Полет предстоит дальний…

И.

АНЕМПОДИСТОВ


Случайные записи:

Сожжённые крылья. Предать конструктора


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Байконур моделистов

    В июне 1990 года киевский спорткомплекс ДОСААФ «Чайка» на пять дней превратился в необычный байконур. Тут проходили старты восьмого мирового чемпионата…

  • Таймерная со складным крылом

    Полет любой таймерной модели, по сути, складывается из двух четко разграниченных этапов. Первый — моторный комплект высоты. Основная задача тут — любыми…

  • На одном крыле

    Уже не первый дюжина лет существует класс экспериментальных авиамоделей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для четкого определения лучшей…

  • Лента за крылом

    Стоит начинающему авиамоделисту хотя бы раз заметить соревнования по воздушному бою, как он тут же заявляет: «Желаю строить бойцовку!» И его можно…